2005-06-24

Янтарь в пыли<BR> <EM>Как спасти "бренд" Ровенщины</EM>

Когда-то давно янтарь поэтически назвали «солнечным камнем». Но все же для Украины правильнее было бы назвать его «золотом Полесья», поскольку для многих жителей севера Ровенщины он стал своеобразной панацеей от бедности — вопреки всем законам его хищнически добывают и сбывают по дешевке перекупщикам из Польши, Прибалтики, России. Время от времени в отчетах милиции Ровенщины появляются сообщения о задержании «браконьеров янтаря» или курьеров, которые в очередной раз пытались вывезти «полесское золото» за границу.

Но вопрос добычи «золота Полесья» никогда не имел в области приоритетного значения. Даже фабрика, которая в Ровно занималась изготовлением изделий из янтаря (ювелирные украшения, даже картины с использованием для оформления некондиционного камня), оказалась на грани банкротства и была чудом спасена. По свидетельству ее руководства, в прошлом году она даже начала давать прибыль, наращивая производство приблизительно на 10—20 процентов ежеквартально. Ровенские янтарные украшения пользуются спросом за границей — в Италии, Австрии, Словакии и Молдове...

Но, как ни удивительно, главной проблемой предприятия стала нехватка сырья. Во всяком случае, еще в прошлом году директор предприятия «Янтарь» Владимир Мединский говорил о том, что фабрика «питается» сырьем из накопленных здесь запасов «некондиции» и тем, что... закупается в Калининграде. Свое же добывается в недостаточных объемах в карьере на окраине села Клесив, что в Сарненском районе. Именно сюда инвестировало свыше миллиона гривен для монтажа шагающего экскаватора дочернее предприятие «Бурштинові копальні».

Однако официальные версии развития янтарного ремесла на Ровенщине довольно далеки от реальной жизни. Потому что основная его масса добывается браконьерами и вывозится за границу. Янтарная добыча стала для многих основной статьей прибыли, а местность, где в области можно найти янтарь, постепенно превращается в «лунный ландшафт».

Но, судя по всему, для нелегальных добытчиков даже в нынешних условиях, когда они получают значительно меньше реальной стоимости добытого, выгода превышает риск. Так, например, рассказывают, что когда копатели янтаря нашли кусок «солнечного камня» с лошадиной головой внутри, им дали за него девять автомобилей «жигулевской» марки.

История нелегальной добычи ровенского янтаря началась приблизительно в 1986 году, когда на территории края появились прибалты и предложили неплохие деньги за «полесское золото». Потом тропинку на север Ровенщины протоптали поляки. Сейчас якобы именно они скупают практически весь добытый янтарь. Установились и расценки. Куски янтаря весом 50—100 граммов (их копатели называют «спичками», поскольку по размерам они должны быть больше спичечной коробки) оплачиваются из расчета 240 долларов за килограмм, а камни от 1 килограмма и выше оплачиваются по 1—1,5 доллара за грамм.

Поэтому постепенно в браконьерском деле лопату сменила техника — мотопомпы, позволяющие углубляться в землю до 10 метров. Сейчас этих устройств в янтарном районе работает по меньшей мере 50 (об этом на последней сессии Ровенского областного совета говорил народный депутат Украины, новоназначенный глава облгосадминистрации Василий Червоний, призывая пресечь уродование родного края). Причем добыча одной «артели», кормящейся от мотопомп, составляет около 20 тысяч долларов. Элементарное умножение дает миллионные валютные потери государства плюс убытки от уничтожения лесов, которых только в окрестностях села Клесив сегодня вырублено, по меньшей мере, 60 гектаров. Ведь верхний плодородный слой земли перемешивается с песком. На этом месте больше ничего не растет, деревья падают и погибают, потому что подмываются корни...

Болезненность «янтарной» проблемы подтвердил на сессии в свое время и тогдашний исполняющий обязанности главы Ровенской облгосадминистрации Василий Берташ. Он выдвинул идею, которая состояла в отмене статуса янтаря как стратегического запаса государства, и получении благодаря этому возможности выдавать частным лицам лицензии на разработку залежей «солнечного камня».

Кстати, кое в чем эта идея заслуживает внимания. В первую очередь следует понять, что представляют собой янтарные запасы Ровенщины. Это — отложения палеогена, которые не сплошной полосой в ширину в несколько километров расположены на севере Ровенщины на глубине три- пять метров. По своей «мощности» они уступают прибалтийским янтарным залежам, но выигрывают за счет большей ювелирной ценности, обусловленной разнообразием оттенков. Однако в то же время сколько-нибудь систематическая разработка янтарных залежей государственными структурами в области отсутствует, а нелегалы-частники всю добычу сбывают за пределы государства. И не потому, что им так выгоднее. Специалисты говорят о том, что могли бы платить частникам за янтарь больше, чем сейчас им платят заграничные перекупщики, но такие закупочные операции запрещены государством.

Поэтому решение «янтарной проблемы» в первую очередь связано с урегулированием законодательства, которое разрешило бы частную добычу янтаря. И бояться этого (мол, в таких условиях янтарь будет разворовываться еще более массово) не нужно, если грамотно организовать дело. Например, организовать в местах, где возможна добыча янтаря, специальные приемные пункты, которые занимались бы выдачей лицензий на разработку полезного ископаемого и закупкой добытого у населения. По мнению бывшего работника Ровенской геологоразведочной экспедиции Юрия Поповича, необходимо, чтобы в этом процессе участвовал как минимум техник-геолог по образованию. Именно на этого специалиста следует возложить ответственность за оценку ориентировочных запасов янтаря на определенном участке, который предоставляют в разработку. Это даст возможность усилить контроль за тем, чтобы янтарь не шел «налево». Для этого при сдаче добытого камня должна направляться первичная геологическая документация горной выработки.

Ведь, скажем, если геолог определил, что на этом участке ориентировочная добыча может составлять, скажем, 30 тонн янтаря, а артель сдает только 20, вполне логичен вопрос: а где остальное? Понятно, что и ответственность за незаконный сбыт янтаря должна быть самой строгой.

Конечно, за день-два такой вопрос решить невозможно. Более того, это дело даже не одного-двух месяцев. Но то, что новая власть области едва ли не в первую очередь обратила свое внимание на преступную нерадивость своих предшественников, дает надежду — добыча «полесского золота» вскоре перестанет быть заброшенной, а превратится в реальную статью прибылей, которые будут пополнять бюджет Ровенщины.