Учат рабочим профессиям в разных учебных заведениях, в частности в ПТУ и тому подобных. БИЗНЕС выяснял, насколько качество “внешнего” профобразования устраивает потенциальных потребителей рабочей силы
ОТ АВТОРА
Ирина Белецкая, начальник административного отдела завода мягкой упаковки “Блиц-Флекс”:
Владимир Лузан (45), директор Геолого-разведочного техникума:
Сергей Скляренко (54), директор Киевской городской дирекции УГППС “Укрпочта”(с 1775 г.; около 4 тыс. чел.):
Нынче все больше наших предприимчивых сограждан, накопив первичный капитал, решают обзавестись свечным заводиком “на старость”.
Да вот незадача, оказывается, новоявленным производственникам часто просто неоткуда взять людей рабочих специальностей.
Старые кадры, не растерявшие свои умения за годы вынужденного безделья, как правило, нарасхват. Уповать на молодежь, которая обучается ремеслу в профессионально-технических училищах, техникумах или колледжах? Ведь, между прочим, в большинстве своем эта молодая поросль получает знания и умения за счет будущих работодателей.
Потому как отечественные буржуи, заплатив налоги, вправе надеяться, что хоть часть этих средств будет с пользой израсходована на отечественную систему образования.
Вот мы и решили выяснить, насколько котируются сегодняшние выпускники ПТУ и техникумов среди “заводчиков”.
КОГО ПУСКАЮТ К СТАНКУ?
Неожиданно обнаружилось, что нынешний работодатель даже на рабочие специальности часто приглашает специалистов с высшим образованием. Среди промышленников нынче бытует мнение, что дорогостоящее высокотехнологичное оборудование лучше доверить инженеру, а не пэтэушнику. Примером тому может служить конкурс, который устроил некий иностранный инвестор, пожелавший разместить собственное производство в одном украинском уездном городке. На должности наладчиков и мастеров буржуи набирали людей с высшим техническим образованием, знанием английского языка и опытом работы, посулив оклад $250. Говорят, давка среди претендентов была жуткая.
В сугубо отечественных компаниях, располагающих современным оборудованием, тоже привечают молодых людей с высшим техническим образованием. Наверное, общее мнение высказала Ирина Белецкая, начальник административного отдела завода мягкой упаковки “Блиц-Флекс”:“Наши печатные машины настолько высокотехнологичны, что мы всячески приветствуем работников с высшим образованием. Техника так сложна, что нередко первые печатники у нас — ребята с вузовскими дипломами”. Схожую точку зрения высказал и заместитель директора научно-производственного предприятия “Мадек” Игорь Корнеев. По его словам, нынешние учебные программы техникумов и профессионально-технических училищ — каменный век. Поэтому на работу в “Мадек” тоже предпочитают брать специалистов с вузовскими дипломами.
Впрочем, несмотря на доверие работодателей к высшему образованию, большинство из них отдают себе отчет в том, что вузовский диплом не гарантирует профессионализма и нужной производительности труда печатников, токарей, операторов и механиков. Поэтому у лучших выпускников ПТУ и техникумов есть реальный шанс устроиться на работу по специальности в компании, где они, будучи учениками, проходили производственную практику.
Опять же на рынке уже наблюдается дефицит рабочих кадров некоторых специальностей. Потому предприятия соглашаются, чтобы у них стажировалась молодая пэтэушная “поросль”. Возможность отобрать самых перспективных учеников оправдывает риск, которому подвергается дорогостоящее оборудование. Ирина Белецкая: “Печатник флексографической печати — специальность довольно “молодая”, требующая узкой специализации. Пять с половиной лет назад, когда завод “Блиц-Флекс” выходил на рынок, специалистов и вовсе по пальцам можно было пересчитать. Первых рабочих мы просто переманивали у конкурентов. Спустя время одним из поставщиков кадров для нас стало Киевское высшее профессионально-полиграфическое училище. В этом году там состоялся первый выпуск печатников флексографической печати. Шестеро студентов проходили практику на нашем заводе, троих из них мы взяли в штат.
Наши практиканты считали стажировку на “Блиц-Флексе” большой удачей, поскольку не многие отечественные полиграфические предприятия могут похвастать столь современным оборудованием. Кроме того, не каждый отважится подпустить подростка без соответствующего образования к дорогостоящему оборудованию”. — У нас и в России издано всего несколько учебников по флексографической печати, поэтому особого выбора у отечественных педагогов нет. При этом следует учесть, что содержащиеся в этой учебной литературе сведения с каждым годом устаревают. Технология флексографической печати постоянно совершенствуется, поэтому наши специалисты предпочитают получать информацию из зарубежных и российских журналов, интернета и на семинарах, которые проводят поставщики оборудования.
ШЕФСТВО
При советской системе образования шефство крупных промышленных предприятий над профильными профессионально-техническими училищами и техникумами было обязательным. Подшефным помогали материально, предоставляли в безвозмездное пользование необходимое оборудование, выделяли опытных наставников. Сейчас подобный альтруизм не в моде. Новоявленные капиталисты, как правило, не видят собственной выгоды от воспитательной работы среди рабочей молодежи. При этом производственники жалуются, что в силу разных причин на рынке труда наблюдается дефицит рабочей силы. Например, Татьяна Козаченко, специалист по подбору и развитию персонала ОАО “Киевский городской молочный завод №3”, отметила, что заполнить вакансии младшего и среднего персонала порой бывает сложно. Впрочем, Сергей Скляренко, директор Киевской городской дирекции УГППС “Укрпочта”, нашел выход из ситуации. Профтехучилище, поставляющее “Укрпочте” кадры, содержится за счет бюджета. При этом почтовики готовят программу обучения для данного ПТУ, поскольку сами же трудоустраивают большинство его выпускников. Кроме того, они предоставляют ученикам “своего” ПТУ базу для прохождения учебной и производственной практики, покупают для училища оборудование, выделяют наставников для стажеров. Сотрудники “Укрпочты” возглавляют комиссии на выпускных квалификационных экзаменах. Все мастера производственного обучения — опять же оттуда. Сергей Скляренко: “Вообще, мы воспринимаем ПТУ №43 как наш филиал и благодарим государство за то, что оно финансирует это училище, и нам не приходится вкладывать туда так много средств. Иначе мы тоже жаловались бы на отсталость нынешнего профессионально-технического образования. Почему? Потому что учебные заведения не всегда стремятся поднимать уровень подготовки будущих специалистов, чтобы те соответствовали чаяниям производственников”.
Добавление редактора: государственной “Укрпочте” фактически удалось сохранить и частично модернизировать еще советскую систему подготовки кадров. Мы рады за “почтовиков”. Но, увы, таких случаев немного. Кроме того, “Укрпочта” — с одной стороны, большая, а с другой — узкопрофильная организация.
ПОЧЕМУ НЕТ СТЫКОВКИ
Большинство предпринимателей совершенно не представляют себе, чем нынче живут техникумы и ПТУ. Вот мы и решили полюбопытствовать, почему программы устаревшие, почему навыки и умения, которым там обучают, никому не нужны, и заодно узнать, о чем мечтают отечественные педагоги.
Владимир Лузан, директор Геолого-разведочного техникума: “На геологов у нас конкурса нет, впрочем, геологи как таковые нашей стране не очень-то нужны: у нас не Камчатка и не Чукотка. А вот геофизики, которые изучают недра Земли при помощи специальной аппаратуры, сейчас востребованы. Если в прошлом году мы еле-еле находили места для практики буровиков, то в этом году запросы на практику и на работу в два раза превышали наши возможности. Как только появился спрос на эти специальности, тут же возник конкурс среди абитуриентов”.
По словам Владимира Лузана, программы по общеобразовательным дисциплинам им спускают из Министерства образования, программы по профильным предметам многие техникумы разрабатывают сами. “Мы обучаем студентов по самым современным методикам, которые нам известны, — говорит он. — Но если у нас нет соответствующей аппаратуры, то мы можем пройти со студентами лишь теорию, а вот практики у них нет. Естественно, это часто сводит на нет все наши усилия. Ведь образование, полученное в техникуме, отличается от вузовского именно своей практической направленностью”. Для полевых изысканий в геолого-разведочном техникуме используют аппаратуру, сохранившуюся с советских времен, и даже не смеют надеяться в обозримом будущем приобрести новейшие образцы американского оборудования. К примеру, одна современная каротажная станция для геофизических исследований скважин стоит $500-900 тыс. В советские времена директору техникума достаточно было позвонить в Министерство геологии, чтобы учебному заведению выделили самое современное “железо”. Нынче, если Министерство образования купит хоть одну такую станцию, все остальные учебные заведения останутся без финансирования. “Поэтому нам остается надеяться на личные связи, на бывших выпускников, которые возглавили крупные геологические предприятия, — признается Владимир Лузан. — Но на многое рассчитывать не приходится”.
Беседуя с руководителями техникумов и профессионально-технических училищ, нам довелось услышать различные мнения насчет того, почему среднее специальное образование в нашей стране пребывает в столь плачевном состоянии. Педагоги намекали на происки бывших идеологических врагов, которые наконец-то смогли разрушить лучшую в мире систему образования, с обидой демонстрировали данные об “огромных” зарплатах учителей в странах бывшего соцлагеря, жаловались, что нынче менеджерский талант директора учебного заведения ценится больше, нежели преподавательский, и т.д. Зато все они были едины во мнении относительно того, что нужно делать, чтобы стало лучше, — “государство должно выделять больше денег на образование”. Но подобного альтруизма со стороны слуг народа не предвидится. Посему производителям, заинтересованным в притоке свежих, профессионально подготовленных рабочих кадров, стоит, наверное, поближе познакомиться с профильными ПТУ и техникумами. — На одну треть наш техникум финансируется из госбюджета, две трети мы должны заработать. Министерство образования не может изыскать средства, чтобы полностью нас финансировать. Поэтому, как и в большинстве техникумов, у нас помимо профильных существуют “коммерческие” факультеты, где готовят, например, автослесарей, бухгалтеров, делопроизводителей.
ПЕРЕПОДГОТОВКА
В застойные времена, когда отечественное среднее и среднее специальное образование котировалось чрезвычайно высоко даже идеологическими врагами СССР, в стране существовала целая система не только подготовки, но и переподготовки кадров. Нынче о ней остались одни воспоминания, а новая, адекватная рыночным условиям, так и не сложилась. Поэтому украинские компании в основном обходятся собственными силами, создавая систему внутрифирменного обучения сотрудников, возрождая наставничество, оплачивая всевозможные курсы и семинары. Ирина Белецкая: “В 2001 году у нас было издано распоряжение за подписью генерального директора завода, в котором разъяснялось, каким образом рабочие цеха могут пройти переквалификацию. Работник, пожелавший повысить свою квалификацию, пишет заявление на имя директора завода. Начальник цеха и директор производства, приняв положительное решение, назначают ему наставника из числа квалифицированных, допустим, первопечатников. В течение трех месяца работник проходит обучение на новом месте под руководством своего наставника. Заключительный этап — экзамен, который принимает специальная комиссия”.
Существует еще один метод обучения рабочего люда. Многие производственники, покупая новое оборудование, оговаривают в контракте с поставщиками обучение своих сотрудников. Ирина Белецкая: “Когда в Германии монтировали для “Блиц-Флекса” печатные машины Soloflex и Astraflex, наши печатники и механики проходили там обучение. Вообще, как правило, все наши контракты с поставщиками оборудования предусматривают обучение персонала в течение 2-3 недель, а то и месяца”.
А в основном компании формируют младший персонал собственными силами. Татьяна Козаченко: “Повышение уровня профессиональных знаний специалистов нашего предприятия осуществляется с помощью Учебного центра компании посредством внутреннего обучения и внутрифирменного повышения квалификации. Компания не оплачивает долгосрочные программы обучения, в том числе и учебу в ПТУ, техникумах и колледжах”.
Опять же, исключением из правил можно считать подход Сергея Скляренко, но при этом следует учесть, что “Укрпочта” хотя и находится на хозрасчете, является государственной структурой: “За счет предприятия у нас каждый год в Киевском колледже связи и Университете (информационно-коммуникационных технологий. — Ред.) обучаются в среднем по 10-12 человек. Мы стараемся взаимодействовать с преподавателями этих учебных заведений с тем, чтобы они максимально привязывали свои курсы к специфике почты”. — 75% сотрудников нашего предприятия можно отнести к среднему и младшему персоналу — это операторы связи (около 2000), почтальоны. Операторов связи, телеграфистов и банковских работников для нас готовит высшее профессионально-техническое училище №43. Причем банковских работников ПТУ начало готовить сравнительно недавно. Лет 5 назад почта начала предоставлять услуги по оплате коммунальных платежей, и мы предложили внести некоторые изменения в программу обучения.
Как ни странно, больше всего сейчас нас беспокоит недостаток культуры общения оператора с клиентом. Этому ПТУ и колледжи не учат, поэтому мы вынуждены нести расходы на проведение тренингов по работе с клиентом. Правда, пока мы проводим тренинги для начальников отделений связи, до операторов пока не дошли, но это — не за горами.
У нас стать начальником или заместителем начальника отделения связи можно только после окончания колледжа связи. В последнее время, правда, принято решение, что этого недостаточно — занимающие эти должности должны окончить или факультет почтовой связи или факультет менеджмента Университета информационно-коммуникационных технологий. Причем факультет менеджмента приоритетный, поскольку профессиональных знаний после окончания колледжа достаточно, а вот навыков руководителя там не получают и знаний по менеджменту и маркетингу не дают.
Мы можем оплатить учебу в колледже или вузе своему сотруднику, но только после того, как оценили его потенциал и даже подобрали ему новую должность, которую он сможет занять после окончания учебы. Перед тем как направить на учебу, мы заключаем с сотрудником договор о том, что после окончания учебы он обязуется отработать как минимум 5 лет. Для того чтобы отобрать перспективных сотрудников, регулярно опрашиваем руководство на местах, кадровые службы, проводим конкурсы профессионального мастерства. Сейчас, кстати, проходит акция “Диалог с клиентом”, среди прочего она подразумевает анкетирование клиентов относительно качества предоставляемых услуг, их мнения насчет работы того или иного оператора”.