2005-10-24

Время передышки

Аварии на угольных шахтах происходили всегда, это отрасль повышенного риска. Но они не стали чем-то обыденным. Причины аварий просты как дважды два: устаревшее морально и физически шахтное оборудование, нарушение правил безопасности работ, а иногда непредсказуемая, и значит, трагическая случайность.

Первая проблема владельцами шахт решается вполне успешно, что объяснимо: вести добывающие работы на новом оборудовании экономически выгоднее - больше выработка, выше прибыль. Инвестиционная активность в угольной отрасли растет, причем примерно половина затрат по видам основных фондов приходится на машины и оборудование. Конечно, повышается себестоимость угля, но при выборе из соотношения "выгода-риск" предпочтение отдается в равной степени обоим. Это означает, что при прочих равных условиях угольные предприятия готовы идти на осознанный риск ради увеличения добычи. Но и сам горняк готов рисковать, действовать "на авось" ради денег. Здесь же лежит и социальная ответственность собственников предприятий перед работниками: работать на новом оборудовании надежнее, а значит безопаснее.

Задача бизнеса - максимизация прибыли, которая обеспечивается за счет увеличения добычи и повышения уровня переработки угля (более высокого передела) через обогатительные фабрики. Угледобыча в Кузбассе хотя и растет (за 9 месяцев этого года добыто 121 млн тонн), но ее темпы не столь высоки, как несколько лет назад (рост на 3,6% против 10% в предыдущих периодах) - отрасль выходит на предельные оптимальные величины добычи. Дело в том, что стабилизация в интервале 160-170 млн тонн для Кемеровской области - вариант создания лучших условий работы компаний и шахтеров. Вроде как время передышки. Девиз "Уголь любой ценой!" становится кощунственным - дальше должны решаться вопросы обеспечения безопасности, и в первую очередь - за счет интенсивного обновления производственных мощностей и введения новых. Есть и внутренний резерв: внедрение жесткой системы планирования и контроля, введение эффективных схем мотивации труда, улучшение коммуникаций между структурами компании.

Но новое оборудование само по себе ничего не решает без адекватной оценки рисков при угледобыче, связанной с дегазацией пластов, то есть удалением из них метана. Именно этот газ является основной причиной взрывов на шахтах и последующих аварий. В угольной толще всегда есть небольшие изолированные скопления свободного метана, находящегося под большим давлением. Вскрытие пласта может спровоцировать взрыв. Бороться с этим можно двумя способами - интенсивно вентилировать подземные выработки (концентрация метана не должна превышать 1,5%) либо дегазировать угольные пласты.

Возможно, добыча шахтного метана и станет перспективным направлением, обеспечивающим не только безопасность, но и дополнительный топливный ресурс. Конечно, потенциальные объемы метана несравнимы с крупнейшими газовыми месторождениями России, но для местного использования этих запасов вполне достаточно.

Вернемся к безопасности при угледобыче. Несут ли за нее ответственность федеральные и региональные власти? На первый взгляд - да, безусловно. Собственно говоря, именно поэтому после кризисного для угольщиков периода конца 1990-х годов власти (подчеркнем: региональные, в частности Кемеровской области) применяли административные рычаги в управлении не только регионом, но и угольной отраслью. Начиная с влияния через государственные пакеты акций на менеджмент угольных компаний и заканчивая вытеснением с рынка полукриминальных спекулянтов. Но сегодня решающий шаг - за бизнесом, власть должна только регулировать и контролировать соблюдение соглашений.

Приведет ли ужесточение ответственности за нарушение правил и договоренностей к прекращению аварий? Вряд ли. Всегда будет та минимальная, но критическая масса непредвиденных обстоятельств, которая вызывает взрыв; всегда сойдутся трагические случайности, связанные как с человеческим фактором, так и с чисто технологическим. Вопрос в том, как минимизировать риски. Относительно лояльные отношения между собственниками компаний и властями вселяют уверенность в том, что это удастся сделать.

Редакционная статья