2005-06-07

Власть и бизнес разошлись в Арктике

 В пресс-центре РИА "Новости" российские ученые, чиновники и представители бизнеса обсудили проблемы развития Арктики. Заявленная тема круглого стола - "Роль государства и крупного бизнеса в решении проблем арктического региона и перспективы развития Арктики в новых геополитических условиях" - как нельзя лучше смогла отразить общий лейтмотив выступлений.

Участники встречи сошлись в одном - проблем в освоении Севера много и их нужно решать. И для того, чтобы развитие региона получило новый импульс, нужна политическая воля государства, поэтому никакой Арктический совет, никакой ООН, никакие другие организации и структуры не способны решить проблем российской Арктики в одиночку без активного участия со стороны самого государства.

Арктика уже сегодня дает федеральному бюджету основной доход благодаря добыче и экспорту полезных ископаемых, но, несмотря на ведущуюся там активную хозяйственную деятельность, социально-экономическое развитие региона оказалось "замороженным" на добрый десяток лет: не развиты транспортные и телекоммуникационные инфраструктуры, падает уровень жизни местного населения. Как заявил вице-президент компании "Норильский никель" Владимир Энгельсберг, для эффективной экономической деятельности в Арктике необходима внятная, четкая политика государства. Чтобы был профицит бюджета г. Норильска, чтобы среднюю зарплату в 30 тысяч рублей могли получать не только рабочие металлургического комбината, но учителя и врачи, чтобы были нормальные социальные условия, надо обеспечить все конкретные возможности бизнеса в регионе. Бизнес же готов нести социальную ответственность.

Сенатор Совета Федерации, председатель комитета по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник подчеркнул, что "если государство в лице высших чиновников считает, что должны быть одинаковые законы для Краснодарского края и для Норильска, если государство считает, что условия жизни должны быть одинаковые в Рязанской области и на Магадане, то эта политика обречена на прозябание и потерю севера для нашей страны". По мнению Олейника, "до тех пор, пока не будет сформировано соответствующее мышление относительно севера, никакого развития его не будет". "Человек, туда приезжая, рассчитывает, что рано или поздно он оттуда уедет и отношение у него к краю соответствующее", - пояснил он.

Участники встречи сошлись в одном, что потерять Север нельзя - для России это угрожает ее национальным интересам. Более того, президент Владимир Путин говорил, что добычу полезных ископаемых надо переносить в Арктику, надо "уже сейчас начинать разведку и разработку месторождений". По планам правительства, если в 2004 году из Арктики было вывезено 4 миллиона тонн нефтепродуктов, то до 2015 года эту цифру планируется увеличить до 40 миллионов тонн, а к 2020-му - до 80 миллионов тонн. Однако если послушать присутствующего на круглом столе советника управления обеспечения судоходных маршрутов Федерального агентства морского транспорта Александра Ушакова, вряд ли планам правительства суждено сбыться. Дело в том, что у России сегодня 6 атомных ледоколов и 4 дизельных ледокола, которые уже выработали свой ресурс.

"Мы немного продлили им срок эксплуатации, но их срок заканчивается к 2012 году. Они будут остановлены, и наступит "ледовая пауза". Построить новый ледокол - около 10 лет. Мы просто не успеем. Только на проектирование уйдет три года", - сказал он. А помимо ледоколов необходимо строить новые торговые суда ледокольного типа.

В этой связи неудивительно, что при таком подходе государства частному бизнесу решать основные свои задачи, а именно: обеспечение конкурентоспособности "арктической экономики" и повышение темпов роста производительности труда, будет весьма затруднительно. Достигнуть этого, без усовершенствованной законодательной базы и государственной поддержки, очень тяжело.