2005-04-19

Великобритания. Ученые исследуют отложения осадочных пород на дне моря

Окаменелые органические молекулы зеленых серных водорослей помогают раскрыть секреты беспорядочных изменений климата и массовой гибели морской жизни 150-160 миллионов лет назад. Окаменелости были найдены в осадочной породе, широко используемой в Англии для изготовления кирпичей.
    Ученые из университета Иллинойса (США), Лестера (Великобритания), Нидерландского королевского института морских исследований м университета Гавайев потратили почти 15 лет, чтобы выяснить, почему бактерии - живущие только в бедной кислородом, но богатой сульфидом водорода морской среде - явно сосуществовали с древними дышащими кислородом морскими рептилиями и другими обитателями морского дна в мелкой части моря, которая ныне превратилась в восточную часть центральной Англии около Питерборо. Как пояснил руководитель исследования Фабьен Кениг из университета Иллинойса, они теоретически просто не могли сосуществовать.
    Извлекая с помощью растворителей маслянистые липиды из осадочной породы, геологи обнаружили следовые органические соединения, оставляемые зелеными серными водорослями. Ученые показали, что их присутствие - не случайность, а связано это с периодически повторявшимся процессом, происходившим при образовании этих отложений. Исследователи полагают, что хотя останки животных и бактериальное органическое вещество и содержатся в одних массивах породы, это еще не означает, что и те и другие попали в осадочную породу в одно и то же время. Отложение осадочных пород началось при одном наборе условий окружающей среды, затем, когда условия изменились и стали более благоприятными, другие организмы колонизировали среду и оставили свои следы - частично в результате массового вымирания на новом этапе полного отсутствия кислорода. Есть свидетельства того, что в этой области условия окружающей среды в то время были чрезвычайно динамичными, возможно, в ответ на изменения климата.
    Это открытие предупреждает ученых о необходимости с осторожностью относиться к реконструкции окружающей среды прошлого на основании осадочных отложений.

Podrobnosti