2004-08-21

Век дохода не видать! Или «Нафтогазу» «шьют» статью...

Коллизий в национальном законодательстве столько, что только диву даешься, как оно держится в куче. Да еще при том, что законодательная власть с подачи исполнительной не устает создавать прецеденты. Последний из них, что называется, взял за живое достаточно зубастую отечественную компанию — «Нафтогаз України». НАК в ответ обещает, что на собственной шкуре давление предназначенного ей налогового пресса ощутят буквально все граждане Украины — прямо и опосредованно.

Яблоком раздора между НАКом и парламентом стали изменения в Госбюджет-2004, которыми, между всего прочего, предусматривается автоматическое отчисление НЕ МЕНЕЕ 20% дохода национальной компании в качестве уплаты налогов и сборов. По логике депутатов, все деньги НАК должны поступать на отдельный счет Госказначейства, которое по своему усмотрению будет определять размер перечисляемой в бюджет выручки. Как объясняют депутаты, таким образом государство собралось постепенно возвращать себе задолженность «Нефтегаза», сформировавшуюся в прошлые годы. Правда, по сути можно оценить нововведение как утверждение нового налога с оборота компании. Причем посреди бюджетного года и эксклюзивно для НАК.

Кстати, читая поправки к главному финансовому плану страны, невольно задумываешься: а почему, собственно, только НАК? Ведь ни для кого не секрет, что многомиллионной задолженностью со «славных девяностых» обладает еще не один десяток государственных компаний. Среди них и такие киты отечественной экономики, как «Укрзалізниця», «Энергоатом», другие энергогенерирующие компании. И если речь идет не только о вымывании денег из отрасли, а все-таки о наполнении бюджета, дополнительную нагрузку, по логике, должны были разделить и другие должники.

Тем более что «Нефтегаз» и так несет достаточно большую социальную нагрузку (обеспечивая население и потребителей бюджетной сферы газом по фиксированной цене, которая значительно ниже не только рыночной, но и ниже уровня рентабельности). Однако народные избранники, по всей видимости, посчитали, что крупнейшую компанию Украины можно сделать и «дважды социальной».

«Свобода» закона

С одной стороны, вроде бы «Нафтогазу» нечего роптать. 100% акций компании принадлежат государству, и если оно решило перераспределить доходы по своему усмотрению, ничего не поделаешь. Но, с другой стороны, само же государство (т.е. законодательная власть) установило одинаковые правила игры для всех без исключения предприятий. Причем оговорило, что обо всех изменениях субъекты налогообложения будут знать как минимум за полгода до их вступления в законную силу.

Но хуже всего даже не такое «вольное» изменение порядка налогообложения. Проблема в том, что никто серьезно (и даже, как говорится, на вскидку) не просчитывал, чем обернется такое нововведение для субъектов налогообложения и в целом для экономики страны. При принятии указанных поправок к бюджету-2004 не наблюдалось даже поверхностно набросанных расчетов в сопроводительной записке. Что лишний раз подтверждает сомнения в том, что авторы бюджетно-налоговых изменений не потрудились семь раз отмерить, прежде чем принять этот закон.

А зря. Хотя бы в Конституцию заглянули. Как-никак — Основной Закон. Так вот, статья 22 Конституции Украины не допускает сужения смысла и объема существующих прав и свобод. Распространяется это законное условие и на механизм налогообложения предприятий. Согласно действующему законодательству, предприятия сами определяют очередность своих платежей, тем более когда речь идет об использовании прибыли.

Правда, первый вице-премьер Н.Азаров парирует «выпады» несогласных с изменениями в бюджет. Мол, внесенные поправки в госбюджетный закон позволят правительству обеспечить выплаты бюджетникам и шахтерам. Он категорически отвергает обвинения в том, что внесенные изменения в бюджет-2004 — элементарное «проедание средств». Как министр финансов, господин Азаров уверен, что финансовая система государства стабильна, что и позволяет правительству стремиться к «осоциальниванию» годового финансового плана. При этом бывшего «главного налоговика» страны нисколько не смущает, что внесенные изменения в бюджетный закон фактически изменяют систему налогообложения. Нарушая при этом процедуру, оговоренную тем же Бюджетным кодексом.

Впрочем, если бы только это одно правило было нарушено. Законодатели не приняли во внимание и саму процедуру принятия изменений к закону в сессионном зале Верховной Рады. И хотя и спикер, и большинство депутатов предпочли не заметить многих «случайностей», глава регламентного комитета депутат В.Матвеев во всеуслышание напомнил коллегам: «К сожалению, вы грубо нарушаете регламент, поставив на голосование не проект закона, а проект постановления относительно закона о внесении изменений в Государственный бюджет. Статья 6.5.4. регламента четко гласит, что по результатам обсуждений законопроекта Верховная Рада может принять решение о принятии законопроекта за основу. А статья 6.5.5 говорит: «Если в ходе первого чтения ВР определяет, что поданный проект не требует доработки, то она может принять решение о переходе сразу к его второму чтению. Кто нам дает право таким вот образом пренебрегать регламентом Верховной Рады?».

Дело в том, что изменения, о которых говорилось выше, в письменном виде депутаты получили в день голосования. И похоже, многие из них даже не отдавали себе отчет, сколь принципиальны последние поправки. Их торопили, они торопились — проголосовали. Поправки приняли, не успев проанализировать последствия столь наспех испеченного законотворчества, не говоря уже о согласовании проекта в профильных комитетах.

«Свобода» бюджета

Никто не ожидал, что на фоне всеобщего пофигизма заявит о нарушении своих законных прав НАК «Нафтогаз України». И он бы никогда не заявил, ежели бы... Рискну предположить, что в «Нафтогазе» просто помнят, что одной из основных задач НАК является... получение прибыли, а также стабильное обеспечение газом населения Украины. И отчитываться за это компании придется не перед парламентом, а Кабмином (а по честному — перед Президентом). Но после принятия парламентом изменений в Госбюджет-2004 «Нафтогаз» рискует вообще потерять право распоряжаться заработанными средствами. И как бы это ни преподносилось, остается фактом то, что принятые парламентом поправки кардинально повлияют на финансовое состояние национальной нефтегазовой компании.

Формально статья 109-7 Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2004 год» предусматривает зачисление дохода (выручки) НАК «Нафтогаз України» на отдельный счет органов Госказначейства и отчисление не менее 20% этой суммы на оплату соответствующих общегосударственных налогов и сборов, зачисляемых в Госбюджет. Однако такое положение, по мнению юристов НАК, имело бы смысл, если бы компания была бы злостным неплательщиком обязательных налогов и сборов. Но вот незадача. НАК предъявляет доказательства тому, что в прошлом и текущем году эта компания является аккуратным и обязательным налогоплательщиком.

В 2003 году компанией уплачено в бюджет 6 486, 6 млн. грн. (на 512, 6 млн. грн. больше, чем в 2002-м), а налоговые платежи компании составили почти 11% от всех поступлений в Госбюджет. По состоянию на 1 июня 2004-го «Нафтогаз» уплатил налогов и сборов на сумму 2 460, 2 млн. грн. (на 239 млн. грн. больше, чем начислено). В НАК уверяют, что финансовый план компании на нынешний год предусматривает также погашение 538 млн. грн. «старой» задолженности перед бюджетом. Причем за пять первых месяцев текущего года из названной суммы уже перечислено 239 млн. грн.

Распоряжаясь своим доходом, «Нафтогаз» маневрировал и, если верить его данным, умудрялся своевременно осуществлять отчисления в государственный бюджет и предоплату за туркменский газ (его доля в отечественном газовом балансе нынче превышает 40%). Но теперь, не имея возможности распоряжаться в полной мере вырученными средствами, компания вряд ли сможет оставаться обязательным партнером для туркменской стороны. Более того, по условиям международного контракта, без предоплаты Туркменистан может ограничить или даже прекратить газопоставки в адрес Украины. В таком случае нашу страну ожидает повторение холодной зимы 1999 года.

Непонятно и то, как после вступления в действие поправок в закон о Госбюджете-2004 будут уплачиваться текущие налоги и сборы с НАК. Ведь если Госказначейство сочтет, что важнее направить доходы «Нафтогаза» на зарплаты бюджетникам, то так тому и быть, а долги будут продолжать накапливаться. Чтобы хоть как-то удержать на плаву отечественную нефтегазовую отрасль, НАК в ответ придется ставить правительство и НКРЭ перед фактом: кто-то должен оплатить импорт газа и 15-процентное занижение стоимости топлива украинской добычи.

Волею судеб, забота правительства о многомиллионной армии граждан, подпадающих под определение «бюджетники», приходится на предвыборную президентскую кампанию. И опять-таки, волею судеб одним из кандидатов на пост Президента Украины называется премьер-министр В.Янукович. Он же возглавляет правительство, сулящее беспрецедентные блага бюджетникам — потенциальным избирателям.

И кто из учителей, медработников, шахтеров, пенсионеров и госслужащих после такой «человечности» правительства Януковича, заполняя бюллетень избирателя, вспомнит о «дважды несудимости» премьера Януковича? Он же несчастный: тяжелое детство, деревянные игрушки, «по-малолетке»... А вот о согражданах, вишь, беспокоится. Правда, при этом сограждан забыли предупредить, во что выльется впоследствии такая трепетная забота — как минимум, в повышение цен на энергоносители, а далее — цепная реакция…