Как сообщает Reuters, бразильская горнодобывающая корпорация Vale поручила канадскому Bank of Montreal привлечь $500 млн. аванса от покупателей кобальта, который планируется добыть на никелевом руднике Voisey’s Bay в канадской провинции Ньюфаундленд.
В настоящее время Vale реализует проект по продлению срока эксплуатации предприятия до 2035 г. путем организации подземной добычи, но, очевидно, нуждается в дополнительных средствах. Объем добычи кобальта на Voisey’s Bay оценивается примерно в 3 тыс. т в год.
Заключение подобных «авансовых» контрактов распространено на рынке драгметаллов, но это будет первая сделка такого рода по поставкам кобальта — конечно, если такую сделку удастся заключить. По данным Reuters, мировой рынок кобальта отличается низкой ликвидностью, и количество крупных покупателей на нем ограничено. Порядка 80% производства рафинированного кобальта и соединений этого металла сосредоточено в Китае.
Тем не менее, некоторые потребители вполне могут проявить интерес к предложению Vale. Кобальт, спрос на который растет высокими темпами со стороны производителей литийионных аккумуляторов, используемых, в частности, в электромобилях, находится сейчас на мировом рынке в дефиците. Цены на этот металл за последний год возросли почти в 2,5 раза и достигают в настоящее время рекордных значений — более $80 тыс. за т. Таким образом, аванс, который запрашивает Vale, сегодня эквивалентен всего лишь около 6,2 тыс. т металла.
Проблема осложняется тем, что практически весь кобальт в мире получают как побочный продукт при разработке медных и никелевых месторождений. Шесть из десяти крупнейших поставщиков кобальта находятся в ДР Конго, а к 2022 г. предприятия из этой страны займут девять мест в первой десятке благодаря новым инвестициям китайских компаний и транснациональной корпорации Glencore. Между тем, ДР Конго, в которой лишь недавно завершилась очередная гражданская война, никак нельзя назвать стабильной страной. Поэтому и сам рынок кобальта отличается повышенной нестабильностью.
В 2017 г. германская корпорация Volkswagen пыталась заключить долгосрочный контракт на закупку кобальта, но не преуспела в этом. А компания BMW в декабре 2017 г. заявила, что ее потребность в кобальте и литии к 2025 г. возрастет в 10 раз по сравнению с нынешним уровнем. Поэтому не исключено, что авансируют Vale именно конечные потребители.