В недрах затянувшейся волокиты

Действия отдельных управленческих звеньев грозят Украине дефицитом газа

Одной из актуальных проблем в отечественном топливно-энергетическом комплексе сегодня является получение лицензий на пользование недрами. Бюрократические проволочки часто угрожают позитивной динамике роста добычи энергоносителей.

Согласно статьям 9 и 80 закона о государственном бюджете на 2004 год, приостановлено действие кодекса о недрах, который предусматривает выдачу специальных разрешений на разработку месторождений на территории страны. Предприятиям предоставили право бороться за эти документы на аукционах.

Крупнейшая добывающая компания страны – "Нефтегаз Украины" – неоднократно обращалась в Кабмин с просьбами о предоставлении лицензий задолго до принятия властями вышеупомянутого нормативного акта. Однако молниеносной реакции на сигналы НАКа так и не последовало.

Лишь 15 октября текущего года правительство издало Постановление "Об уполномоченном органе по определению случаев предоставления специальных разрешений на пользование недрами без проведения аукциона". Им стал Государственный комитет по природным ресурсам во главе с Николаем Злочевским. Но несмотря на действия Кабмина, многие вопросы до сих пор остаются нерешенными. Так, "Нефтегаз" не может получить лицензии на дальнейшую эксплуатацию Юльевского и Островерховского месторождений.

Юльевский нефтегазоконденсатный промысел является одним из самых молодых в Украине. Залежи энергоносителей здесь были обнаружены в 1987 году. Добыча голубого топлива на этом участке началась в 1994 году, а в 2000-м специалисты стали извлекать из земных недр и незначительные объемы черного золота. В 1997-м на объекте был построен технологический комплекс по извлечению из сырья пропан-бутана мощностью 25 тыс. тонн в год. Это синтетическое топливо, которое получают из нефти и сконденсированных попутных газов, сегодня оно используется в качестве горючего для автомобилей.

Общий объем капиталовложений НАКа в Юльевский промысел составил 295 млн. грн. Результаты инвестиций говорят сами за себя. В минувшем году добыча природного газа здесь достигла 800,3 млн. куб. м, газового конденсата – 41,6 тыс. тонн, нефти – 27,4 тыс. тонн. А это 4,4%, 3,8% и 1% общего объема производства национального холдинга.

Однако Госкомресурсов попросту проигнорировал июльское распоряжение и. о. премьера Николая Азарова о предоставлении "Нефтегазу" лицензии на дальнейшую эксплуатацию Юльевского месторождения. Очевидно, господин Злочевский полностью не осознает масштабов негативных последствий своего бездействия. Ведь Уголовный кодекс Украины предусматривает криминальную ответственность за предпринимательскую деятельность без наличия специальных разрешений. Поэтому правлению холдинга приходится выбирать из двух зол: либо приостановить добычу топлива, либо же продолжать работу, нарушая законодательство.

Прекращение деятельности объекта станет серьезным ударом как по отрасли, так и по экономике страны в целом. На "Нефтегаз" сегодня приходится около 96% извлекаемых из отечественных недр углеводородов. Более того, весь газ собственной добычи ныне поставляется населению по льготным ценам. А нехватка энергоносителя приведет к его стремительному удорожанию на внутреннем рынке, что сразу же повлечет за собой рост тарифов на электроэнергию и отопление.

Более того, прибыль компании от реализации голубого топлива заметно сократится. Следовательно, уменьшится объем капиталовложений, направленных на дальнейшее развитие отрасли и газификацию регионов. Возрастут и затраты НАКа на приобретение лицензий на пользование недрами на аукционах. Снизится объем поступлений в бюджет от крупнейшего налогоплательщика страны. Наконец, нужно отметить, что Госкомресурсов определил ряд случаев, в которых предприятия имеют возможность получать разрешения без проведения тендеров. На торги отныне будут выставляться концессии на новые участки или же на те, от которых отказались владельцы.

В НАКе расценивают действия господина Злочевского как неправомерные, ибо они нарушают и постановление Кабмина, и собственное решение Госкомресурсов. Более того, они ставят под угрозу дальнейшую работу нефтегазовой отрасли, ее развитие и постепенное уменьшение зависимости Украины от импортных поставок топлива.