2007-04-27

В Донецке поняли, что делать с углем

Донецкие власти предложат Киеву объединить энергетические шахты, тепловые электростанции и часть облэнерго и отказаться от шахт с коксующимся углем

Администрация Донецкой области на круглом столе журнала «Эксперт» представила концепцию реструктуризации угольной промышленности региона. Министерству угольной промышленности чиновники намерены предложить ввести справедливые цены на уголь, переориентировать бюджетные средства на развитие шахт, а также реорганизовать систему управления отраслью с сохранением контроля государства над шахтами по добыче энергетического угля. Эти мероприятия позволят, как считают в Донецке, увеличить добычу угля и сделать большинство государственных энергетических шахт прибыльными.

Заместитель председателя Донецкой облгосадминистрации Александр Хохотва, представлявший концепцию, предлагает объединить шахты, добывающие энергетический уголь, тепловые электростанции и «оставшиеся в государственных руках» облэнерго в «национальный концерн». Создание вертикально-интегрированной цепочки «уголь-тепло и электричество», по его мнению, поможет сгладить введение рыночных цен на уголь, которые чиновник считает обязательным для развития отрасли.

Справедливой ценой господин Хохотва называет $84 за тонну угля. Такую стоимость черного топлива чиновники получили, сравнив цену и тепловую калорийность угля с аналогичными параметрами другого основного энергоносителя — природного газа. «Газ сегодня определяет мировую экономику, а в определенных моментах и политику. И он является эталонным из-за своей калорийности»,— объяснил чиновник.

Рост цен на энергетический уголь (примерно 20%) повлечет за собой удорожание электричества и тепла (около 8%) и увеличение темпов инфляции (на 1,7%). Однако эти негативные эффекты для украинской экономики можно нивелировать, утверждают чиновники, путем переноса бюджетных компенсаций с шахт на дотирование тепловых электростанций, которые будут покупать уголь по новым ценам.

Удорожание угля, как считает господин Хохотва, сделает большинство шахт концерна рентабельными, даст возможность самостоятельно заработать деньги для реконструкции шахт, имеющих потенциал развития. «Это стимул, во-первых, для того, чтобы шахтеры добывали все-таки уголь, а не сидели на шее у государства, во-вторых, улучшали качество. Чем выше калорийность, тем выше цена этого угля»,— говорит он. Бесперспективные шахты, а это 15 предприятий, донецкие власти предлагают закрыть. Экономический эффект от создания концерна замглавы облгосадминистрации оценивает в 1,2 млрд. грн. ежегодно.

Реструктуризация угольной отрасли позволит уже к 2009 г. увеличить добычу энергетического угля на несколько миллионов тонн в год, поэтому уже сейчас ее инициаторы намерены лоббировать увеличение доли тепловой генерации на рынке электроэнергии (которая сейчас составляет около 40-42%). В первую очередь, за счет атомной энергетики, на долю которой приходится 52% украинского производства электричества, и где с 2009 г. начинается программа реконструкции стоимостью около 19 млрд. грн.

Энергетики, приглашенные на круглый стол, не стали обсуждать инициативы чиновников. Шахтеры, наоборот, приняли активное участие в обсуждении, поддерживая идеи местных властей по реформированию угольной отрасли. «В этом году для отрасли выделено 5,2 млрд. грн. Ощущаю ли я, занимаясь со своим коллективом строительством новой шахты, эти миллиарды? Нет. Они как уходили на дотации и заработные платы, так и уходят. Государственные деньги необходимо давать на строительство новых шахт, на строительство новых горизонтов»,— сказал директор шахты «Краснолиманская» Георгий Пастернак.

Развитие шахт, добывающих коксующийся уголь, в планы донецких властей не входит. Они хотят продать такие шахты металлургическим компаниям, которые управляют украинскими коксохимическими заводами. Если же продать шахты с коксующимся углем не удастся (что весьма вероятно, с учетом низкого качества углей, ограниченных запасов, огромной глубины залегания, средств, которые нужно вложить, чтобы поднять на-гора этот уголь), часть из них чиновники предлагают законсервировать, часть — закрыть.