2006-08-08

Украинское золото опять некому добывать

Одно из крупнейших золоторудных месторождений Украины Сауляк так и не обрело нового хозяина

Австралийская компания Eurogold Limited и ее дочерняя компания Eurogold Holdings (Bermuda) Limited 31 июля заявили о начале судебного делопроизводства в отношении британской Oxus Gold plc и ее дочки Oxus Holdings (Malta) Limited за срыв сделки по продаже активов Eurogold в Украине и Румынии. «Eurogold определит нанесенный ей ущерб после экспертной оценки», — утверждает австралийская сторона.

Непосредственным поводом для отказа Oxus от своих обязательств перед Eurogold стал украинский объект. Речь идет о золоторудном месторождении Сауляк возле с. Деловое Раховского р-на Закарпатской обл. О том, что в этом месте есть золото, стало известно еще в 1984 году. Однако проводимые в советские времена разработки затем были заброшены, после чего три крупнейшие штольни заполнились водой. Ни у центральных, ни у местных властей денег на капиталовложения в золотодобычу нет, но получать доход от имеющихся природных ресурсов все же хотелось. Пришлось искать инвесторов на стороне.

В 1997 году лицензия на опытно-промышленную эксплуатацию месторождения досталась российским золотодобытчикам из ЗАО «Тукурингра», подтвердившим наличие в Сауляке 364 тыс. тройских унций (11,3 т) извлекаемых запасов золота. Однако к собственно подземной золотодобыче россияне так и не приступили, занявшись вместо этого переработкой отвалов ранее выработанных пород. Удостоверившись в столь прискорбном факте, украинские власти выдвинули инвесторам претензии насчет нарушения лицензионных условий, за этим последовали обвинения в незаконном вывозе за рубеж золотоносных руд, после чего «Тукурингра» ушла не только из Закарпатья, но и из Украины вообще, бросив разведку Бобриковского золоторудного месторождения в Луганской области.

В 2003 году на место россиян пришла Eurogold, владеющая с 1990-х годов золоторудными месторождениями в румынском сегменте Карпат и — в доле 50% на 50% с румынскими госкомпаниями — обогатительным комбинатом Transgold, производящим золото. Тут стоит упомянуть, что первым опытом взаимодействия Украины с будущими австралийскими партнерами стал выброс загрязненных стоков румынской золотодобычи в акваторию украинского Закарпатья. В этом была не столько вина, сколько беда компании, занявшейся весьма рискованным с экономической точки зрения бизнесом, не имея достаточных начальных капиталовложений.

Начав разведывательные работы (бурение скважин и взятие проб), Eurogold уже в сентябре 2003 года заявила о том, что извлекаемые запасы золота в Сауляке составляют 578 тыс. тройских унций (18 т) и что это подтверждено украинской государственной региональной геологической экспедицией. А летом 2005-го Eurogold известила о наращивании объема разведанных запасов еще в два раза — до 1,2 млн тройских унций (37,3 т).

Однако вскоре компания договорилась о продаже своих активов в Украине и Румынии с британской Oxus, которой принадлежат активы по добыче золота в Центральной Азии, а также 15,44% акций Eurogold. Впрочем, сделка не состоялась — в октябре прошлого года совет директоров Oxus решил, что активы Eurogold не стоят оговоренной суммы в 14,3 млн фунтов стерлингов ($26,3 млн). Зимой на Transgold случилась авария, больно ударившая по бизнесу австралийцев. 9 июня 2006 года Eurogold и Oxus вновь заключили соглашение, только на этот раз цена активов австралийцев оказалась в полтора раза меньшей — 9,2 млн фунтов стерлингов ($16,9 млн).

Но 29 июня, буквально за день до назначенной даты подписания договора, Oxus уведомила о приостановлении сделки, назвав две причины. Первая — то, что украинские власти не подтвердили фигурировавшие в договоре объемы запасов в 578 тыс. тройских унций (о 1,2 млн тройских унций речь вообще не шла), сообщив, что им известно лишь о 364 тыс. тройских унций. Вторая причина — украинские власти не дали гарантий, что лицензия, которую Eurogold получила до ноября 2007 года, будет продлена. Что касается лицензии, то можно понять позицию британцев, потерявших уже в начале этого года долю в проекте по разработке месторождения Джеруй в Киргизии (сейчас единственным действующим проектом Oxus является разработка месторождения Амантайтау в Узбекистане). Возможно, впрочем, что британцы захотели вновь сыграть на понижение, воспользовавшись финансовыми затруднениями австралийцев, как это им уже удалось один раз.

Так или иначе, но Eurogold решила искать других партнеров, да и время, похоже, ее поджимает: нужно побыстрее завершить геологоразведывательные работы и приступить к промышленной эксплуатации месторождения, иначе и впрямь в ноябре 2007 года можно лишиться лицензии. Уже 3 июля Eurogold объявила о разрыве соглашения с Oxus и о поиске партнеров, которые дадут компании суммарно 2 млн австралийских долларов для пополнения оборотных средств. Компания уже начала переговоры с потенциальными партнерами, которые готовы купить долю в проекте или создать совместное предприятие.

Eurogold уверена в перспективности своего проекта в Украине. «Программа бурения скважин в рамках проекта Сауляк была главным направлением деятельности Eurogold в течение последних шести месяцев», — отметил исполнительный директор компании Петер Гунзбург. Он подчеркнул, что по итогам проведенной геологоразведки ожидается получение свидетельства о рудных запасах в больших, чем было признано ранее, объемах. По его словам, в текущем квартале планируется дальнейшее бурение в тех скважинах (в 4 из 52), где получены самые многообещающие результаты. Трудно предсказать, насколько успешными будут поиски австралийцами новых инвесторов, как и то, чем закончится обещанная судебная тяжба с британцами. Не исключено даже, что Eurogold и Oxus в третий раз попробуют договориться. Одно можно сказать наверняка: пока австралийцы не найдут инвесторов для своего проекта, добыча золота в Сауляке так и не возобновится.