Высокие цены на нефть и газ, а также новые технологии добычи и использования угля вновь делают эту отрасль экономически привлекательной. Уголь способен обеспечить энергетическую независимость Украины, если государство отдаст производство частному бизнесу, сконцентрировав свои усилия на координации и защите отечественного производителя
Мораторий на закрытие шахт, где не полностью исчерпаны запасы угля, недавно объявил министр угольной промышленности Сергей Тулуб. «Сегодня надо забыть о закрытии шахт и начинать реабилитацию тех, которые готовились к этой процедуре», — сказал он на состоявшемся в конце марта в Луганске совещании с участием президента Украины Виктора Ющенко. «Бюджет финансирует эти угольные предприятия, и мы продолжаем их закрывать, хотя понимаем, что неработающие шахты еще можно использовать. Сделать это необходимо путем привлечения инвесторов. Они могли бы вложить свои деньги и организовать производство, поскольку у государства на это не хватает средств», — в свою очередь, предложил заместитель министра угольной промышленности Олег Гнатцов. Вместе с тем на некоторых убыточных шахтах, как сообщил «Эксперту» в частной беседе один из руководителей крупной украинской корпорации, дела обстоят не так плохо, как кажется. Суть в том, что их руководители не спешат афишировать запасы угля и вводить в строй перспективные участки, потому что рассчитывают сделать это после приватизации «непривлекательных активов».
На фоне нарастающего глобального нефтегазового дефицита нам не остается другого выбора, как строить энергетическую независимость на отечественном сырье. Более того, растущие цены на нефть и газ, а также новые технологии добычи и использования угля вновь делают эту отрасль экономически привлекательной. К тому же уголь — единственный энергоноситель, которого в Украине достаточно для полного обеспечения потребностей национальной экономики. В структуре запасов органического топлива доля угля занимает 95%, а нефти и газа — лишь 5%.
Инвестиционная необходимость
Сейчас в Украине действует 138 шахт, еще примерно сотня закрыта или остановлена. С прибылью работают лишь полтора десятка угольных предприятий, остальные официально убыточны и существуют за счет государственных дотаций. Себестоимость добытого угля для разных шахт различная и зависит от горно-геологических условий. Например, при крутом падении пласта (примерно полметра) для добычи требуется затратить больше электроэнергии. Себестоимость от этого растет, иногда достигая полутора тысяч гривен за тонну. А там, где есть мощные, равномерно залегающие пласты, она в пять раз ниже. Такие предприятия работают с прибылью и уже давно приватизированы. Это шахты Западного Донбасса, «Павлоградуголь», «Краснодонуголь», «Комсомолец Донбасса». Они дают 40% всей добычи в стране.
Частный капитал в большинстве случаев убедительно доказывает свои преимущества. Среди них — оптимизация бизнес-процессов, снижение затрат, увеличение инвестиций в приобретение оборудования. Например, на «Павлоградугле» с момента приватизации приобрели шестнадцать добычных и одиннадцать проходческих комбайнов (в этом году планируется закупить еще 16 комбайнов), что позволило повысить добычу, конкурентоспособность продукции, снизить долю ручного труда.
Без передачи шахт в частную собственность и включения их в вертикально интегрированные цепочки перспектив у отрасли будет немного. Видимо, понимая это, Минуглепром пытается выработать механизм, по которому начнет приватизировать шахты, добывающие коксующийся уголь, для создания связки «шахта—обогатительная фабрика—коксохимзавод—металлургический завод». Если этот механизм запустят, приватизацией таких шахт, возможно, заинтересуются и металлурги, являющиеся одними из крупнейших потребителей коксующихся углей в стране. А значит, в угольную отрасль придут дополнительные инвестиции, которые помогут улучшить ее развитие. По информации из Минуглепрома, первые договоры о продаже, передаче в управление или аренде шахт могут быть подписаны уже в четвертом квартале 2007-го.
Руководители государственных шахт не спешат вводить в строй перспективные участки, рассчитывая сделать это после приватизации «непривлекательных активов» |
В бюджете на этот год на поддержание угольной сферы запланирована рекордно высокая сумма — 5,2 млрд гривен (на 800 млн больше, чем в 2006 году). Часть денег пойдет на ремонт шахтного фонда (312 млн гривен), остальные будут потрачены на повышение безопасности работы шахтеров, ввод новых лав, дотацию убыточных шахт, повышение на 28% зарплаты шахтерам. Первые результаты роста финансирования уже есть — за три месяца введено в эксплуатацию 31 новую лаву. Специалисты утверждают, что нынешнюю добычу угля удастся удержать на уровне прошлого года — около 80 млн тонн (за первые три месяца добыто 19,24 млн тонн). А к 2011-му Министерство угольной промышленности обещает нарастить добычу угля до 100 млн тонн, то есть примерно на 20 млн, если сравнивать с тем же 2006 годом. Такое задание невозможно выполнить без закладки новых шахт и участков.
Энергетическая стратегия Украины предполагает на первом этапе — до 2010 года — наращивание добычи за счет введения в действие новых мощностей в объеме 17 млн тонн, а также реконструкцию действующих угольных предприятий. В 2008 году в Луганской области будет построена первая шахта нового поколения с годовой добычей угля шесть миллионов тонн — то есть в три-шесть раз больше мощностей многих из действующих шахт. На совещании Сергей Тулуб сообщил, что несколько шахт построят в Донецкой и других областях, но приоритетным останется все же Луганский регион. «Существует много резервных участков, на которых шахты уже запроектированы или могут быть запроектированы. Поэтому рано или поздно строительство новых высокопродуктивных шахт начнется», — сказал корреспонденту «Эксперта» генеральный директор ЗАО «Экометан» Владимир Камышан.
Обещания реформ и запуск аукционов
Причину многих бед специалисты видят не столько в отсутствии денег, сколько в неэффективности управления отраслью. По их мнению, обновление шахтных фондов идет очень медленно, потому что государство не управляет процессом. В бюджете на этот год на перевооружение отрасли предусмотрено 1,7 млрд гривен (из общей суммы дотаций в объеме 5,2 млрд гривен). В то же время, по заключениям специалистов, на многих предприятиях после решения ключевых проблем (очистные работы, проветривание, замена устаревшего оборудования и т. п.) эффективность бизнеса может на порядок увеличиться.
Так, в Украине добывают в два раза меньше угля, чем в Польше, в пять раз меньше, чем в странах Западной Европы, и в двадцать раз меньше, чем в США. Прежде чем приступить к приватизации, Министерство угольной промышленности намерено восстановить управляемость отрасли. Совершенствовать управление предполагается за счет укрупнения государственных предприятий. Все шахты получат статус юридических лиц. Будет создана Государственная инспекция качества, которая не пропустит на рынок уголь с чрезвычайно высокой зольностью. «Необходимо наладить каждодневный контроль над качеством добываемого угля. Нужно создать механизмы экономии средств на шахтах. В отрасли потеряна методология повышения эффективности горных работ, ее надо восстановить», — рассказывает о предстоящих задачах Олег Гнатцов. Будет сокращено количество предприятий, управляемых непосредственно из министерства, а также возрастет роль территориальных органов.
Недавно был пересмотрен и один из главных факторов рыночного регулирования — ценовой механизм. Есть надежда, что наконец заработают аукционные торги, создающие стимул для привлечения в отрасль инвестиций. Первый аукцион стартовал 31 марта на Украинской товарной бирже. «Проданы первые лоты. Покупатели удивлены простотой этой процедуры. Мы планируем проводить аукцион одновременно во всех областях Украины, что будет способствовать увеличению спроса на уголь, а значит, и повышению его стоимости», — сообщил корреспонденту «Эксперта» первый заместитель генерального директора ГП «Уголь Украины» Алексей Пшеничка.
Себестоимость угля на разных шахтах отличается в несколько раз, а значит, для многих потребителей его цена может оказаться неподъемной. Чтобы ее усреднить, в этом году был создан оптовый рынок угля. Роль оператора выполняет государственное предприятие «Уголь Украины»: компания закупает уголь на шахтах, у каждой из которых своя цена реализации. На оптовом рынке цена усредняется, и все потребители приобретают товар на равных условиях. С каждым угледобывающим предприятием «Уголь Украины» подписывает договор на покупку сырья. Соответствующие договоры компания заключает и с покупателями. В итоге потребители — государственные энергетические компании и частные металлургические объединения — получают уголь по приемлемой для них цене.
Месячный оборот рынка угля, фиксируемый госпредприятием, колеблется от 500 до 700 млн гривен. До недавнего времени энергетические компании покупали уголь по 238 гривен за тонну, но с апреля цена выросла до 262 гривен (повышение обусловлено дефицитом средств, необходимых для дотации убыточных шахт). Коксующийся уголь стоит на рынке 500–600 гривен. Причем цена этого горючего ископаемого усредняется дважды. До того, как товар попадет на оптовый рынок, ценовые пики сглаживают прямо на шахтах за счет бюджетных дотаций.
Энергетика — локомотив роста
Два года назад наши коллеги из российского «Эксперта» провели исследование под названием «Инновации в угольной отрасли», они проанализировали потенциал угольных предприятий России и Украины. Выяснилось, что рост угольной энергетики является тем локомотивом, который потянет за собой устойчивое развитие остальных сегментов: переработки, обогащения и добычи угля. По информации World Coal Institute, это полезное ископаемое становится все более востребованным. На его долю приходится около 40% мирового производства электричества. В некоторых странах эти цифры гораздо выше: в Польше доля угля в производстве электроэнергии составляет 94%, в ЮАР — 92%, в Китае и Австралии — по 77%.
Видимо, именно по этой причине Министерство угольной промышленности решило создать в составе перспективных шахт (добывающих энергетический уголь) и тепловых электростанций вертикально интегрированные государственные компании. Предприятия будут работать по одной из двух схем: «шахта-ТЭС» и «шахта-обогатительная фабрика-ТЭС». Образцом для подражания, скорее всего, станет ДТЭК — первая частная вертикально-интегрированная энергетическая компания Украины. Наличие мощного собственника в лице компании «Систем Кэпитал Менеджмент» Рината Ахметова позволило ДТЭК на ближайшие пять лет анонсировать инвестиционную программу в угольный бизнес в размере 700 млн долларов. За это время на трех имеющихся ТЭС компания ДТЭК также собирается реконструировать одиннадцать из семнадцати энергоблоков. Стоимость обновления каждого из них составит около 25–35 млн долларов. По прогнозам компании, в результате КПД энергоблоков ТЭС «Востокэнерго» увеличится до 34%. Добиться этого ДТЭК позволит внедрение прогрессивных технологий, в частности, сжигание низкосортных углей в котлах с циркулирующим кипящим слоем. Первый подобный проект стартовал в 2005 году на Старобешевской ТЭС в Донецкой области (ОАО «Донбассэнерго»). Котел на станцию поставила немецкая компания Lurgi Lentjes AG. Эффективность проекта споров не вызывала, поскольку ТЭС работала на шламах (остатках производства), которых на углеобогатительных фабриках Донбасса накопилось более 100 млн тонн. Стоимость отходов составляла всего пять долларов за тонну, то есть в десять раз дешевле угля, закупаемого станциями на оптовом рынке.
Рост угольной энергетики является тем локомотивом, который потянет за собой устойчивое развитие остальных сегментов — переработки, обогащения и добычи угля |
Опыт Старобешевской ТЭС собирались использовать и на других станциях: Приднепровской, Славянской, Мироновской, Луганской и пр. Однако после пожара на энергоблоке пилотный проект пришлось на некоторое время приостановить. Из процесса модернизации Старобешевская станция извлекла полезный урок. Кроме топки на станции построили «сушилку» шламов, систему их подготовки и транспортировки, установили электростатический фильтр шведской компании Alstom Power Sweden AB с высокой степенью очистки дымовых газов. Теперь выбросы модернизированного четвертого энергоблока ТЭС будут полностью соответствовать европейским экологическим стандартам. Новые котлы с циркулирующим кипящим слоем построят около терриконов, поскольку если отходы придется перевозить на расстояние более сотни километров, проект станет нерентабельным.
Не только уголь
В угольной отрасли остается еще много неиспользованных резервов. В первую очередь речь идет о технологиях извлечения шахтного метана, производства синтетического топлива и перевода доменных печей с природного газа на угольную пыль.
Благодаря Киотскому протоколу многие шахты в Украине уже сейчас могли бы установить у себя системы утилизации метана. Использование систем когенерации позволит из одного кубометра газа вырабатывать девять киловатт энергии — по 4,5 киловатта электрической и тепловой. Так, в момент запуска миниТЭС на шахте им. А. Ф. Засядько расчетная себестоимость одного киловатт-часа электроэнергии составила восемь копеек. Как свидетельствует опыт Соединенных Штатов, нетронутые месторождения угля с богатыми запасами и хорошими условиями резервуаров подходят для добычи метана из угольных пластов.
Оборудовав доменные печи установками вдувания пылеугольного топлива, можно исключить из процесса выплавки чугуна природный газ (ежегодно приходится сжигать три миллиарда кубометров этого топлива). К 2010-му украинские металлургические заводы собираются установить восемь таких установок. В частности, компания «Индустриальный Союз Донбасса» оснастит установками угольного вдувания все свои комбинаты. В марте этого года контракт на поставки оборудования подписал с немецкой компанией Kuttner и меткомбинат «Запорожсталь». Затраты предприятия составят 2– 2,5 млрд гривен, срок окупаемости проекта — менее двух лет.
Сейчас широко обсуждаются перспективы добычи из угля синтетического топлива. Такое топливо за неимением собственных запасов нефти в 30–40-х годах прошлого века производила Германия. Пока себестоимость барреля синтетического топлива — 25 долларов, однако в ближайшем будущем ученые обещают снизить ее до 15 долларов. Завод стоимостью 250 млн долларов ежегодно может производить из четырех миллионов тонн угля как минимум миллион тонн синтетического топлива, но из-за высоких требований к качеству сырья рентабельность таких предприятий еще не до конца изучена.
В будущем внедрение таких технологий значительно повысит спрос на уголь, а значит, увеличатся и объемы его добычи. Сегодня дефицит угля в Украине составляет около 20 млн тонн. Государству необходимо ввести регулирование импорта этого полезного ископаемого (чтобы его ввозилось не больше этой величины), иначе у отечественных инвесторов будет гораздо меньше стимулов инвестировать в собственную угледобычу.