Знаменитые луганские копанки — места нелегальной добычи угля — теперь узаконены и задействованы в посевной кампании. Проект, основная цель которого — укрощение безработицы, затеян руководством Перевальского района Луганской области.
История появления рукотворных угольных колодцев уходит своими корнями в XVIIIстолетие. Первооткрывателями луганского угля стали аборигены. Угольные пласты выступали из-под земли, и особых навыков для добычи не требовалось — подходи и бери, сколько нужно. Поверхностный уголь использовали для обогрева помещений, а также продавали в окрестные села.
Когда большая часть залежей была освоена и передана под контроль государству, самовольное копание кокса запретили. Однако столь выгодный бизнес так и не был искоренен. Он ушел в тень под надежным прикрытием все тех же силовиков и коррумпированных бюрократов.
Второе дыхание нелегальная добыча угля получила в постперестроечные годы. Участились аварии на предприятиях, часть шахт обанкротилась. Тысячи горняков остались без работы.
Потеря заработка вынудила их вспомнить о копанках. Территории, где уголь находился у поверхности, делили вполне организованно. Работы велись в основном ночью и длились в среднем семь дней. Затем бригада копателей во избежание огласки меняла «место прописки». Об этих случаях не раз упоминалось в прессе, но реакции компетентных органов не последовало. В условиях бурного развития черного рынка, где есть свой спрос и предложение, незаконный промысел перерос в масштабную индустрию.
Справедливые репрессии
Руководство Перевальского района первым решило дать отпор угольным ворам. С начала 2005 г. осуществлены пять рейдов по местам незаконной добычи. В составе выездных комиссий были депутаты поселковых советов, представители правоохранительных органов и природоохранных контор. В случае обнаружения действующих копанок составлялись акты, которые передавались в прокуратуру.
— Было возбуждено немало уголовных дел, — комментирует председатель Перевальской райадминистрации Игорь Бутенко. — Но должного наказания никто так и не понес. Однако главного мы добились — на территории района нелегальных копанок больше нет.
Благодаря принятым мерам была пресечена незаконная добыча угля, а большинство копанок нынче используются как легальные производственные единицы. Земельные участки, пострадавшие от угольных браконьеров, переданы на условиях аренды трем предприятиям: «Промцентру», «Углеинвесту» и «Перевальскому торговому дому». Эти фирмы имеют разрешение на угледобычу. На данный момент удалось трудоустроить 500 ранее безработных горняков, в планах — создание еще 2500 рабочих мест.
Работа в копанках, или в нетиповых шахтах, намного безопаснее, чем в традиционных. Уголь копают на глубине до 50 метров (на площади в 1,5—2 гектара), где находятся так называемые внебалансовые запасы угля. Вследствие естественной вентиляции здесь исключается аккумуляция газов, а следовательно — взрывы и обвалы. Добытое сырье обычно уступает в качестве более глубинному, но для нужд производства вполне подходит.
Освоение копанки — процесс более экономный, чем разработка типовой шахты. Проект последней стоит 54 млн. грн. (при добыче 500 тонн в сутки), что в несколько раз больше, чем проект открытой шахты.
Оправданно использование копанок и с точки зрения перспективы. По словам Игоря Бутенко, запасов как глубинного, так и поверхностного угля в Перевальском районе хватит на несколько десятилетий. Отработав один участок, шахтеры переходят на другой без простоев. Рабочим зачисляется стаж, а зарплата аналогична той, которую получает шахтер в подземной выработке.
Урожай на-гора
Рано или поздно в районе может скопиться немало рытвин. Естественно, оставлять пустой котлован рискованно и нерационально: нарушенные почвы подвергаются эрозии.
Ученые из институтов «Южгипрошахт» (Харьков) и «Луганскгипрошахт» разработали технологию последовательного восстановления плодородного слоя, которая включает этапы технической и биологической рекультивации.
На первом использованную территорию выравнивают, засыпают ямы материнской породой, которую в процессе добычи складировали. Второй этап сопряжен с определенными трудностями. Главная — восстановление плодородного слоя почвы. Известно, что в естественных условиях чернозем формируется на протяжении десятилетий. Пришлось «одалживать» землю с соседних участков.
Один из рекультивированных участков в 1000 га передан в аренду фермеру Константину Савину, который посеял на нем озимую пшеницу. Недавно собрал по 20 ц/га, что на три центнера выше средней урожайности по региону.
В ближайшее время фермер намерен на этой земле высадить саженцы виноградной лозы, завезенной из Молдавии. Расчет его прост — виноград не слишком требователен к почвам.