2004-08-25

Трясо-утка как слово наше отзовется…

Только не подумайте, что автор не знает, как пишется слово “трясогузка”. Просто невозможно удержаться от звуковых ассоциаций при воспоминании о недавнем событии, всколыхнувшем Измаил, хотя колебаний-то на этот раз, слава Богу, не было.

Речь идет об очередном предсказании землетрясения на юге Одесской области, граничащей с Румынией. Там, в соседней стране, находятся молодые горы Вранча, которые время от времени дают о себе знать подземными толчками различной интенсивности. Самое сильное из землетрясений, оставшееся в памяти среднего и старшего поколений жителей Придунавья, произошло в марте 1977 года. Колебания земной поверхности ощущались тогда даже в Москве, не говоря уже о Киеве. Рени же, Измаил, Килию, Вилково и окрестные села спас от разрушительного действия стихии только Дунай, сыгравший роль своего рода амортизатора подземных волн. В конце 80-х было землетрясение послабее, но тоже впечатляющее. А обычным толчкам уже и счету нет.

Можно предположить, что у людей, живущих в сейсмической зоне, вырабатывается своего рода иммунитет к такого рода потрясениям. Какое там! Привыкнуть к этому невозможно, как невозможно описать это жуткое состояние - смесь животного страха и безотчетного порыва к главному в жизни, будь то близкий человек или материальные ценности. След от таких переживаний оставляет в сознании - да, наверное, и в подсознании - глубочайший след. Спросите любого, кто пережил хотя бы небольшое землетрясение, и он назовет его в числе наиболее сильных потрясений своей жизни.

И вот на этом фоне наша пресса повадилась сообщать о разного рода прогнозах, расчетах, предчувствиях относительно сроков и места землетрясений. В ход пошли даже видения. Одно такое было некоему румынскому иеромонаху по имени Арсение на святой горе Афон. Привиделся прорицателю ни много ни мало “конец современного мироустройства” в картинках “низвержения святых икон в море и охваченных пламенем людей”. На спасение, естественно, могут рассчитывать лишь “чистые перед Богом души”. Церковь тут же воспользовалась случаем, чтобы призвать народ к покаянию. Но все равно выходило, что всем кранты.

Однако даже не так сами эти ужасы напугали моих земляков, как сообщение о том, что причиной катастрофы будет разрушительное землетрясение именно в наших краях. Провидцу открылось даже его точное время - 4 часа утра 11 августа. Как на грех, “святое” пророчество стало достоянием РИА “Новости”, а оттуда, по-видимому, Всемирной Сетью ее выловила одна из измаильских газет. Город пришел в смятение. Люди откровенно волновались. Моя знакомая уговаривала дочь, приехавшую к родителям из другой страны после годичного отсутствия, съездить на выходные в Одессу. Другая ее дочь живет на Камчатке, и, когда пару лет назад “Комсомолка” услужливо предоставила читателям “график” землетрясений с камчатским “пиком” в нем, родители пережили продолжительный стресс, пока пытались по своим московским каналам выяснить достоверность информации и организовать выезд семьи с Камчатки.

Разумеется, никакого землетрясения не было. Как и в то памятное лето более десяти лет назад, когда та же “Комсомолка” (она буквально специализируется на зловещих предсказаниях) обнародовала якобы расчеты японских ученых, из которых “вытекало” сильнейшее землетрясение в наших краях в такой-то день, такой-то час. Помню, как мы работали в одноэтажном здании редакции измаильской городской газеты со стулом, приставленным к открытому окну, чтобы в случае чего не бежать по длинному, узкому коридору, а сразу выпрыгнуть на улицу. Вечером люди покинули свои дома: сидели во дворах, бродили по улицам, прихватив с собой самое необходимое, или отправлялись на дачи, которые у нас называют садами. Землетрясение не состоялось. Но народ, как говорят в Одессе, имел что пережить.

Городская газета “Советский Измаил” тогда обратила серьезное внимание на проблему прогнозирования этого природного явления. Журналисты связывались с местными, кишиневскими, украинскими специалистами, звонили в Москву, отслеживали научно-популярные публикации. Везде и у всех ответ был один: предсказать землетрясение невозможно. Так зачем и по какому праву трепать людям нервы, подрывать их психическое и физическое здоровье?! Как определить тот вред, который нанесли бессмысленные (от стихии-то все равно не уйдешь) газетные сенсации? Стоит ли того популярность издания, которую в данном случае и дешевой-то не назовешь, ибо читателям она дорого обходится?

Самое забавное, что такого рода “жареные” факты готовят те газеты, которые считают себя наиболее “свободными”, продвинутыми в направлении западной журналистики. Но что они знают о том мире, безусловным завоеванием которого является защищенность человека от любых посягательств на его жизненные интересы, достоинство и здоровье? Припоминаю шведский сериал по шведскому же телевидению. Перед началом очередной серии диктор предупреждает телезрителей со слабыми нервами или сердцем, что в конце фильма произойдет трагическое событие. Действительно, автобус, в котором едет героиня, попадает в аварию. Сцена снята предельно корректно, по сравнению с нашими боевиками и даже новостными “картинками” - просто целомудренно. Но кому-то и этого достаточно, чтобы выйти из равновесия. По тамошним понятиям, это уже не игрушки.

Живи мы в так называемом цивилизованном обществе, граждане, наверное, предъявили бы изданию иск на хорошенькую сумму, которой с лихвой хватило бы на восстановление пошатнувшегося из-за необдуманных публикаций здоровья. Нам, конечно, не до того, государству - тем более. И летят газетные “утки”, паля с высоты по людям.

Вот опять “1+1” вещает о возможных августовских землетрясениях. Теперь в сейсмостроительном аспекте. Чем и кому поможет такая информация? Построенного не перестроишь. Надо строить с учетом сейсмической опасности? Стройте. Но, как говаривал известный герой Папанова, тихо, без шума и пыли. Ведь кто-то живет в этих самых сейсмоопасных районах.

…Спать ложимся с ключами, документами и одеждой под рукой. Интересно, как там спится нашему монаху? Дай Бог, чтоб без видений.