2006-07-04

Тайны Черного моря

Выход на украинский рынок компаний Shell и Vanko в целом позволит снизить в зависимость от поставок энергоносителей из России и Туркменистана, обеспечив экономическую безопасность страны. Но не рискуем ли мы уже в недалеком будущем стать заложниками интересов транснациональных корпораций (ТНК)?

Определяющим для современного мира является наличие природных ресурсов, прежде всего, нефти и газа. Периодически возникающие нефтяные и газовые кризисы во всем мире заставляют по-новому взглянуть на обеспечение экономической безопасности Украины.

Сегодня Украина потребляет около 70 миллиардов кубометров природного газа и 15 миллионов тонн нефти в год. Из них собственной добычи 30 миллиардов кубометров газа и 4 миллиона тонн нефти. Остальные потребности покрываются за счет импортирования газа и нефти из России и Туркменистана.

Прозвучавшее недавно заявление Алексея Миллера, главы РАО «Газпром» о том, что зимой 2006 – 2007 года Украина опять будет осуществлять «несанкционированный технический отбор газа для собственных нужд» дает основания считать, что давление на Украину будет продолжаться и далее. Решение Туркменистана о прекращении прямых поставок газа способно привести украинскую экономику к коллапсу. В подобной ситуации обеспечение экономической безопасности становиться все более и более актуальной для Украины.

Ряд событий произошедших в мае-июне этого года, продемонстрировали активный поиск нынешней властью возможных путей обеспечения страны нефтью и газом. Один из них - привлечение западного капитала к поиску и добыче полезных ископаемых на территории Украины.

Так, 8 июня 2006 года, в рамках встречи Президента Украины с руководством Shell в Гааге был подписан ряд документов позволяющих, в том числе, начать немедленные геологоразведочные работы на территории Украины. По условиям договора, компания Shell будет производить работы на восьми лицензионных участках в Харьковской и Полтавской областях. Прежде всего, речь идет о Прибортовой и Приштоковой зонах юго-восточной части Днепро-Донецкой впадины, общей площадью до 30 тыс. кв.км. Ожидается, что благодаря использованию новейших технологий разведки полезных ископаемых будут обнаружены коммерческие запасы газа на глубине 5-7 километров. По прогнозам это позволит довести добычу газа до 2 млрд. кубометров газа, что на 10 % увеличит добычу газа в Украине.

Однако не все эксперты разделяют оптимизм властей и ставят под сомнение успешность этой сделки. Называют несколько причин. «Shell во всем мире пытается застолбить для себя перспективные территории. На это компания тратит значительные средства. Думаю, что Украина не станет исключением» - такое мнение нардепа Николая Рудьковского, имеющего свои интересы в добыче газа.

Необходимо заметить, что это не первый приход Shell в Украину. В 1995 году, после проведения первого тендера на право разработки нефти и газа на шельфе Черного моря, дочерняя компания Shell уже получала права на освоение участка площадью 1000 кв.км. вокруг острова Змеиный, но, сославшись на отсутствие в Украине Закона «О соглашениях о разделе продукции» эта компания так и не приступила к практическим действиям.

Во-вторых, по словам Павла Качура, аналитика консалтинговой компании R&J, озвученных «Коммерсантом»: «На этих месторождениях добыть более 1 млн. тонн нефти или 5 млрд. кубометров газа невозможно». На увеличение добычи может существенно влияет большая глубина залегания пластов, что сделает себестоимость добычи нефти в этом районе в 1,5 раза выше, чем даже у «Укрнафты».

Все специалисты сходятся в одном – обеспечить необходимый уровень добычи за счет существующих месторождений вряд ли удастся. Необходим поиск новых источников энергоносителей. Самый перспективный из путей обеспечения страны природным газом и нефтью – освоение ресурсов Черного моря. По прогнозам ученых на шельфе Черного моря находится до 1,5 триллионов кубометров природного газа и около 246 миллионов тон нефти. На сегодняшний день в акватории Черного и Азовских морей уже выявлено 109 структур, из которых наиболее перспективными считаются 31. По оценке ГАО «Черноморнефтегаза» освоенность месторождений составляет около 4 процентов. В то же время по взвешенным прогнозам запасы природных ископаемых в Прикерченской зоне составляют 247 миллионов тонн, в Азовском море – 324 миллиона тонн, на континентальном спуске 346 миллионов тонн и в Северо-Западной части Черного моря – 604,1 миллионов тонн условного топлива. В общем объеме углеводородов природный газ составляет 85%, остальное - нефть и газовый конденсат.

Поиск полезных ископаемых в Черном море проводился еще в советские времена, но, несмотря на все усилия, черноморский шельф еще содержит много загадок.

Не случайно, что интерес к шельфу Черного и Азовского морей проявляет все больше и больше нефтедобывающих компаний, прежде всего западных. По словам Джеймса Макберни, генерального директора «JNR (UK) Limited», которые озвучила газета «ЮГ», «Черное море на сегодня является единственным регионом с фантастическим потенциалом, где не проводили глубоководного бурения». За годы независимости Украины несколько раз предпринимались официальные попытки заполнить этот пробел. Так в 1995 году с помощь специального судна компанией Western Geophisics производилась сейсмическая разведка Черноморского шельфа. Проводит геологическую разведку и «Черноморнефтегаз». Но это только официальная часть.

По данным украинских геологов несанкционированные исследования шельфа Черного моря проводятся постоянно. Последняя из них «Черноморская экспедиция 2006» о которой уже писала DailyUA.

Как правило, подобные экспедиции строятся по одинаковой схеме. Используя ничтожное финансирование украинской науки, некая научная структура предлагает провести совместную экспедицию по поиску археологических памятников на дне моря. В состав экспедиции включается ограниченное количество украинских ученых. Что позволяет с одной стороны обеспечить защиту от проникновения на судно под видом ученых представителей украинских спецслужб, а с другой прикрыть истинные намерения организаторов экспедиции. Технические возможности современной аппаратуры позволяют не только находить затонувшие суда, но и вести геологическую разведку дна под прикрытием археологических исследований. Ведь ученый-археолог не может определить геологические признаки наличия природных ископаемых. Наличие же данных геологической разведки, позволят формировать предложения для участия в конкурсах на право разведки и разработки шельфа. Яркий пример тому, победа в конкурсе на право заключения соглашения о разделе продукции (СРП), компанией Vanko International limited (Бермуды), о которой уже достаточно было написано в отечественной прессе. Победа этой компании стала возможной благодаря тому, «…что уже приобрела всю имеющуюся геологическую информацию, интерпретировала ее, выявила в пределах Прикерченского участка приоритетные нефтегазоносные структуры, в частности Судак и Тетяево, предварительно оценила объем возможных запасов углеводородов на этих структурах (соответственно, порядка десятков и сотен миллионов тонн) и места их залегания», - отметил заместитель председателя межведомственной комиссии по организации заключения и выполнения СРП Владимир Игнащенко в интервью «Зеркалу недели».

В Государственном бюджете Украины на 2006 год предусмотрено выделение 150 миллионов гривен ГАО «Черноморнефтегаз» на проведение геологической разведки шельфа Черного моря. Компания планирует направить их на разведочное бурение уже известных месторождений. Таким образом, континентальный спуск Черного моря, который содержит около 23% прогнозируемых углеводородов, отдается на откуп «псевдоархеологических» экспедиций - ведь в Украине нет технологической базы для проведения исследований и добыче природных ископаемых на глубинах более 80 метров.

Безусловно, в целом приход Shell и Vanko позволит снизить зависимость от поставок энергоносителей из России и Туркменистана, обеспечив экономическую безопасность страны. Но мы в который раз рискуем выплеснуть с водой ребенка, когда, избавляясь от одной зависимости, рискуем уже в недалеком будущем стать заложниками интересов транснациональных корпораций (ТНК). Ведь без инвестиций в собственную промышленность мы можем превратиться в сырьевые придатки ТНК. Между тем компания Shell уже проявляет интерес к шельфу Черного моря.