С осени прошлого года «Полтаванефтегазгеология» (дочернее предприятие Национальной акционерной компании «Недра Украины») пытается отстоять в столичном Хозяйственном суде свое право быть полезной государству. Известный на всю страну коллектив искренне надеется на восстановление справедливости.
1 сентября прошлого года Государственный комитет природных ресурсов лишил ДП «ПНГГ» лицензии, позволявшей проводить опытно-промышленную разработку Сахалинского газового месторождения. Это, в свою очередь, может поставить крест на работе предприятий, связанных с «Полтаванефтегазгеологией» (ПНГГ) договорами о совместной деятельности. Труд нескольких сотен тысяч людей, внесших свой вклад в освоение «Сахалинки», был, по сути, перечеркнут одним-единственным решением ведомства, руководимого Николаем Злочевским.
Сразу оговоримся: «Сахалинка» не имеет никакого отношения к одноименному острову. Сахалинское нефтегазоконденсатное месторождение находится в Краснокутском районе Харьковской области. Мнения специалистов по поводу будущего подземной «газовой кладовой», открытой еще в 1981 году, в свое время разделились. Одни считали «Сахалинку» довольно перспективной, другим ее разработка казалась делом хлопотным и малоинтересным.
Нынче скептиков заметно поубавилось. По сегодняшним приблизительным прогнозам экспертов, потенциал месторождения составляет 15 млрд. кубометров газа, 1,7 млн. тонн газового конденсата и примерно столько же нефти. Для Украины, которая по запасам природных энергоносителей — отнюдь не Кувейт, не Россия и не Туркменистан, подобный ресурс выглядит вполне солидно.
А ведь еще каких-нибудь лет пять назад перспективы Сахалинского месторождения не казались такими уж радужными. «Полтаванефтегазгеология» (в свое время открывшая это месторождение) считала целесообразной дальнейшую разведку и последующее освоение. Однако для этого катастрофически не хватало средств. В 1999 году бюджетное финансирование работ на «Сахалинке» практически прекратилось. Потенциальные инвесторы не слишком торопились вкладывать деньги в рискованный, с их точки зрения, проект.
Ситуация изменилась в июне 2000-го, когда премьер Виктор Ющенко рассмотрел и поддержал предложение акционерного общества Polske Gornictwo Naftove i Gazovnictvo S.A. (PGNiG). Государственная компания, представляющая нашего западного соседа, выразила готовность инвестировать 50 млн. долл. в геологоразведочные и восстановительные работы, а также в разработку месторождения, интенсификацию производства и строительство технологического оборудования. Предусматривалось, что оператором масштабного инвестиционного проекта будет закрытое акционерное общество «Девон». Эта фирма была создана при непосредственном участии PGNiG и НАК «Нафтогаз України», которым принадлежали соответственно 36,38 и 12,1% акций ЗАО.
В соответствии с ранее принятыми решениями, «Девон» заключил с «Полтаванефтегазгеологией» договор о совместной деятельности и в течение пяти лет добросовестно выполнял взятые на себя обязательства. За этот период был проведен колоссальный объем работ по освоению месторождения, возведен мощный завод комплексной подготовки газа, построен газопровод. Общий объем инвестиций, привлеченных «Девоном» начиная с 2000 года, составил около 39 млн. грн. Именно эта фирма взяла на себя основную тяжесть финансовых вливаний в разработку месторождения.
В мае 2002 года «Полтаванефтегазгеология» получила специальное разрешение на дальнейшее геологическое изучение «Сахалинки», включавшее, среди прочего, и опытно-промышленную разработку месторождения. Срок действия лицензии должен был истечь в январе 2006-го, при этом предполагалась возможность пролонгации. В 2003 году «Полтаванефтегазгеология», а вместе с ней ЗАО «Девон», ООО «Сахалинское» и другие «старатели» «Сахалинки» отпраздновали долгожданную победу: были добыты первые кубометры газа. Уже к середине 2005-го «Девон» планировал ввести в эксплуатацию четыре скважины с общим предполагаемым суточным дебитом в 520 тыс. кубометров природного газа. А начиная с 2007-го — ежегодно добывать 500—600 млн. кубометров газа и 80—90 тыс. тонн газового конденсата.
Но над освоителями «Сахалинки» уже сгустились тучи. В том же 2003-м произошло событие, которое, как выяснилось позже, в корне изменило судьбу «газового прииска». В июне того года Министерство экологии и природных ресурсов стало объектом жесткой критики на заседании Совета национальной безопасности. После чего глава Совбеза Леонид Кучма «рассчитал» тогдашнего министра Сергея Шевчука, а заодно и реорганизовал его ведомство. На базе одного центрального органа создавались сразу два — Министерство охраны окружающей природной среды и Государственный комитет природных ресурсов. Причем ключевые функции в сфере природопользования были отданы Госкомитету. Ему предстояло ведать геодезической, топографической и картографической деятельностью, отвечать за заповедники, руководить геологической разведкой, следить за использованием недр.
Новый орган получал контроль над Национальной акционерной компанией «Недра Украины». В феврале 2004 года Кабинет Виктора Януковича своим постановлением передал Государственному комитету природных ресурсов управление корпоративными правами компании.
Руководителями свежесозданного комитета-монстра стали политики с неоднозначной репутацией. Возглавил ГКПР Николай Злочевский. К тому времени 37-летний Николай Владиславович уже слыл успешным предпринимателем. ООО «Инфокс», вице-президентом которого с 2000 года он был, считалось одним из активнейших игроков на рынке нефтепродуктов. Компания весьма преуспела в оптовых поставках бензина и дизтоплива. Залогом стабильных успехов «Инфокса» называли получение в долгосрочную аренду (на выгодных условиях) установки по переработке нефти на Кременчугском НПЗ.
В СМИ неоднократно появлялась информация, что «Инфокс» является одним из главных спонсоров объединенных эсдеков. Было вполне естественно, что вице-президент компании Злочевский (кстати, партиец со стажем — член СДПУ(о) с 1997-го), а также глава «Инфокса» Николай Лисин оказались в партийном списке социал-демократов на выборах-2002. Тезки и соратники, надо полагать, щедро потратились на предвыборную кампанию родной организации, за что и были вознаграждены депутатскими мандатами.
Их вхождение во фракцию СДПУ(о) было столь же закономерным, как и попадание в парламентский комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса. Именно с депутатской скамьи Злочевский перепрыгнул в кресло главы «ресурсного» Госкомитета.
Его боевой заместитель, Сергей Гошовский, был назначен на должность первого заместителя главы Госкомитета в декабре 2003-го. А еще в 2000 году он выступил инициатором создания Национальной акционерной компании «Недра Украины» и стал первым руководителем. Насколько можно судить, именно по инициативе Гошовского «Полтаванефтегазгеология» перешла под крыло НАК, став ее дочерним предприятием.
В 2001-м, если верить сообщениям СМИ, ДП «ПНГГ» подписало договор о совместной деятельности с любопытной фирмой под названием «Регион». Согласно этому соглашению, «регионалы» становились перспективными игроками на рынке энергоносителей. Есть повод думать, что руководство «Полтаванефтегазгеологии» не имело особого желания подписывать этот документ и не имело возможности отказаться. По предположениям ряда экспертов, возможными инициаторами сделки между «Полтаванефтегазгеологией» и «регионалами» был тогдашний госсекретарь Министерства экологии и природных ресурсов Сергей Гошовский. Особенно же интересным выглядел тот факт, что исполнительным директором ГП «Регион» был сын Сергея Гошовского — Владимир. Занимаемое Сергеем Гошовским высокое положение отчасти может объяснить, почему ДП «ПНГГ» вынуждено было пойти на подписание договора с «Регионом».
В том же году фамилия «Гошовский» еще раз упоминается в контексте «Полтаванефтегазгеологии» и Сахалинского месторождения. В октябре 2001-го в Киеве совершают покушение на одного из руководителей фирмы «Сириус» Николая Щербину. Руководимая Щербиной компания была оператором Сахалинского месторождения, имела соответствующий договор с ДП «ПНГГ». Сотрудники «Сириуса» в письме на имя нардепов Григория Омельченко и Анатолия Ермака заявляют, что возможной причиной покушения могли стать профессиональная деятельность руководителя их фирмы, а также серьезный конфликт Щербины с Сергеем Гошовским…
В июне 2004 года, в самый разгар президентской кампании, Государственный комитет природных ресурсов неожиданно решил проверить деятельность ДП «Полтаванефетегазгеология». Ознакомившись с материалами, касающимися работы компании на «Сахалинке», эксперты комитета пришли к неожиданному выводу. По их мнению, «Полтаванефтегазгеология» неоднократно нарушала действующее законодательство, в частности Кодекс о недрах и Закон «О нефти и газе», не выполняла лицензионные требования. Рекомендации специалистов Полтавской территориальной инспекции Государственного геологического контроля (осуществлявших проверку) звучали как приговор: «Рассмотреть вопрос о лишении «Полтаванефтегазгеологии» права на пользование нефтегазоносными недрами по специальному разрешению от 14 мая 2002 года, регистрационный №1931 на геологическое изучение, в том числе опытно-промышленную разработку Сахалинского месторождения».
Что же инкриминировалось «Полтаванефтегазгеологии»? Например, незаконченная разведка месторождения. Но подобное обвинение звучало как издевка, поскольку разведка началась еще в советские времена, и ее не слишком быстрые темпы были связаны не с медлительностью исполнителей, а с особенностями геологического строения.
Кроме того, ДП «ПНГГ» упрекали в «отсутствии действенного геологического контроля за выполнением работ» на «Сахалинке». Однако подобный вывод абсолютно не совпадал с заключением Украинского научно-исследовательского института природных газов. Директор харьковского филиала НИИ В.Дячук в документе, подготовленном для НАК «Недра Украины», сделал вполне однозначный вывод: «ДП «Полтаванефтегазгеология» свои обязательства как лицензиат выполняет с соблюдением интересов как государства, так и субъектов совместной деятельности. Нет обоснованных причин для лишения этого предприятия лицензии на изучение недр Сахалинского месторождения».
Однако Госкомитет это заключение не переубедило. 1 сентября прошлого года глава комитета Николай Злочевский подписывает приказ об аннулировании лицензии, дававшей ДП «ПНГГ» право на дальнейшее освоение «Сахалинки». В качестве причины называлось «нарушение требований пользования недрами».
Подобное решение вызвало изумление в «Полтаванефтегазгеологии». Во-первых, никакие конкретные нарушения указаны не были. Во-вторых, ни в Законе «О нефти и газе», ни в утвержденном Кабмином «Порядке предоставления специальных разрешений на пользование недрами» формулировка «нарушение требований пользования недрами» не фигурирует в перечне причин для аннулирования лицензий.
Госкомитет природных ресурсов, в случае необходимости, мог временно приостановить действие лицензии и обязать «Полтаванефтегазгеологию» устранить недостатки. Но отбирать лицензию до окончания срока, без видимых причин чиновники не имели права.
Ситуация осложнялась еще и тем, что прекращение работ на «Сахалинке» делало невозможным учет запасов месторождения, могло ухудшить состояние скважин и повлечь существенное снижение дебита. Кроме того, на оставшейся без хозяина «Сахалинке» не исключались даже техногенные аварии.
Лишение разрешения, выданного ДП «ПНГГ», оставило вне игры и операторов месторождения, связанных с ней договорами о совместной деятельности. ЗАО «Девон», ЗАО «Укрнафта», ООО «Сахалинское», ООО «Сириус-1» и НПО «Зонд», вложившие в «Сахалинку» миллионы инвестиций, в одночасье оказались за бортом.
Зато в игре неожиданно появляется новый участник — загадочное ЗАО «Нефтедобывающая компания «Укрнефтебурение». Никому не известная компания регистрируется в середине ноября 2004 года и тут же получает лицензию на использование недр «Сахалинки»! Каким образом только что созданная фирма, не обладающая ни именем, ни достаточным кадровым, производственным, организационным и финансовым потенциалом, сумела обойти такое авторитетное предприятие, как «Полтаванефтегазгеология», с солидным послужным списком и почти двухсоттысячным коллективом? С чего бы это Госкомитет по природным ресурсам стал вдруг покровительствовать новоявленным «бурильщикам»? Возможный ответ мы можем найти в списке компаний и лиц, стоящих за «Укрнефтебурением». Кроме многочисленных оффшоров, зарегистрированных на Виргинских островах, там можно встретить небезызвестный «Инфокс», а также фирму «Бріліант Спіріт Україна», за которой, по некоторым сведениям, стоит Николай Лисин.
Польская сторона, инвестировавшая солидные средства в «Сахалинку», неоднократно обращалась к первому вице-премьеру Н.Азарову с просьбой разъяснить, что происходит с месторождением. В декабре 2004-го в адрес вице-премьера по вопросам ТЭК А.Клюева были отправлены депутатские запросы С.Бондарчука (ныне — главы «Укрспецэкспорта») и В.Филенко (одного из героев оранжевой революции). В них парламентарии просят высокопоставленного чиновника обратить внимание на странную ситуацию с «Сахалинкой». Андрей Петрович поручает разобраться в этой проблеме… Николаю Злочевскому. Комментарии излишни.
Руководитель НАК «Недра Украины» П.Демченко был одним из немногих, кто пытался противостоять руководству Госкомитета природных ресурсов. Однако силы оказались неравными. В августе Демченко снимают с должности якобы «за невыполнение условий контракта». В начале 2005-го его восстанавливают по решению Уманского горрайонного суда, однако решение не торопятся исполнять. Завязывается новая судебная тяжба.
В своем письме на имя первого вице-премьера Анатолия Кинаха Демченко пишет: «Лицензии, которые должны были получить предприятия НАК «Недра Украины», фактически нашедшие месторождения, проведшие их разведку и даже защитившие запасы, предоставлялись различным коммерческим структурам, связанным с фирмой Злочевского Н.В. «Инфокс». Речь идет о Карайкозовском и Рокитнянском месторождениях в Полтавской области, Сахалинском в Харьковской области, Никловицком, Шереметовском в Западной Украине и других…»
Есть надежда, что проблема «Сахалинки» привлечет внимание руководства Кабинета министров и правоохранительных органов. Не случайно ведь премьер-министр поручала внимательно проанализировать сомнительные случаи получения лицензий, которые были выданы в последние годы правления старой власти. Затягивание справедливого решения о судьбе месторождения может оттолкнуть потенциальных западных инвесторов и отбить желание у тех, кто уже рискнул вложить средства в украинскую экономику. Пример польской компании PGNiG, вложившей немало денег и сил в освоение газового месторождения в Харьковской области, мог бы стать заразительным. Поскольку это — один из немногих эффективных случаев успешной интеграции, о которой так много говорят первые лица государства, но которой так успешно противодействуют нечистые на руку чиновники.
Польская сторона неоднократно высказывала свою озабоченность сложившейся ситуацией. Но при этом выражала надежду, что происходящее является недоразумением, которое скоро будет исправлено.
В конце апреля Хозяйственный суд возобновит слушания по делу о «Сахалинке». Коллектив «Полтаванефтегазгеологии», а также многочисленные инвесторы, зарубежные и отечественные, надеются, что справедливость восторжествует.