2004-11-12

Сырьевую зависимость России запрограммировали

Правительство РФ на заседании 11 ноября в целом одобрило долгосрочную программу развития минерально-сырьевой базы страны. Слишком много накопилось проблем в сфере добычи полезных ископаемых, чтобы и дальше затягивать их решение. Следующим шагом в решении проблем недропользования станет рассмотрение нового закона «О недрах», который Министерство природных ресурсов внесет в Правительство в декабре этого года.

«Одобренная кабинетом министров долгосрочная программа должна стать своего рода фундаментом для развития минерально-сырьевого комплекса страны, а в Законе о недрах будут прописаны конкретные механизмы решения проблем, накопившихся в этой сфере», — заявил после вчерашнего заседания министр природных ресурсов Юрий Трутнев.
Необходимость таких решений вполне очевидна, поскольку от своей сырьевой зависимости Россия в ближайшем будущем вряд ли излечится, а большинство внешнеэкономических партнеров вообще рассматривают ее исключительно в качестве сырьевого придатка.

Несметные богатства и нерешенные проблемы

Россия занимает лидирующие позиции в сфере добычи основных видов полезных ископаемых. В ее недрах сосредоточены 30% мировых запасов природного газа, 50% алмазов, 25% запасов никеля, 17% олова, почти 10% запасов нефти. На территории нашей страны обнаружены залежи практически всех известных полезных ископаемых. Потенциальная стоимость недр РФ оценивается, примерно, в $30 трлн.

Экономика страны серьезно зависит от недропользования. Например, в 2003 году доходы федерального бюджета составили 2,6 трлн. рублей, при этом более 1,4 трлн. рублей пришлось на поступления от минерального сырья (таможенные пошлины, налоги, дивиденды по акциям, доходам от реализации полезных ископаемых). В 2004 году объем производства в сырьевом секторе составит $150 млрд.

Порядка 70% российского экспорта РФ приходится на минерально-сырьевой комплекс. В структуре ресурсного экспорта 77% составляет углеводородное сырье (нефть, газ, нефтепродукты), остальное занимают твердые полезные ископаемые, среди которых наибольший доход приносят алюминий, никель, уран, платиноиды, железные руды.

Но в этом ключевом для страны секторе экономики накопилось огромное количество проблем, которые в ближайшем будущем могут изменить ситуацию, сегодня кажущуюся благополучной. Сейчас в нераспределенном фонде остались наиболее сложные для эксплуатации и наименее инвестиционно-привлекательные запасы полезных ископаемых, которые малоинтересны для недропользователей. При этом крупные месторождения, на которые приходится значительная часть экспорта и внутреннего потребления, находятся на стадии падающей добычи.

Кроме того, использование даже существующей минерально-сырьевой базы идет неэффективно. Крайне низким остается уровень освоенности месторождений отдельных видов полезных ископаемых, которые Россия сейчас вынуждена импортировать в значительном объеме. Это касается марганцевых руд, титана, хрома, ниобия, циркония. У государства так и не дошли руки до проведения доразведки этих полезных ископаемых и введения их в промышленный оборот.
Падает коэффициент извлечения нефти. С одной стороны, это вызвано старением крупных месторождений, ухудшением качества запасов. Однако налицо и другая причина — ослабление госконтроля за рациональным использованием недр нефтяными компаниями.

«Рентабельные запасы россыпного золота в стране иссякнут в 2011 году, нефти, урана, меди, коренного золота — в 2015 году, — предупредил на заседании Правительства глава МПР Юрий Трутнев. — Приведенные сроки исчерпания запасов на первый взгляд не вызывают большого беспокойства, так как мы отделены от них 10-15 годами. В то же время, специфика геологической подготовки месторождения такова, что если продолжить паузу в воспроизводстве минерального сырья, впоследствии никакими финансовыми средствами не удастся быстро решить проблему дефицита полезных ископаемых».

Два сценария для российских недр

В программе развития минерально-сырьевой базы России заложены два сценария. Первый — базовый, который позволит сохранить запасы полезных ископаемых на уровне 2005 года. По второму варианту будет производиться более глубокая разведка шельфа и расширение минерально-сырьевой базы страны.
При разработке программы учитывался баланс потребления и воспроизводства 37 видов минерального сырья в срок до 2025 года. Эти виды являются основными, востребованными на внутреннем рынке и занимающими более 99% в структуре всего сырьевого экспорта РФ.

Ни у кого не вызывает сомнения то, что для увеличения сырьевой базы страны нужно вкладывать значительные средства в геологоразведку. По первому сценарию, геология должна получить 1,6 трлн. рублей инвестиций, по второму — 2,3 трлн. рублей. Программа предусматривает, что из общего объёма необходимых средств 10% будет обеспечиваться из федерального бюджета, а остальные 90% — за счёт компаний-недропользователей.

«Власть полагает, что стимулом к активизации геологоразведочных работ, например, для нефтяников станет и новое законодательство, появившееся после принятия закона о разграничении полномочий: теперь при обнаружении недропользователем за его счёт месторождения ему предоставляется право дальнейшей разведки и разработки — без конкурса, — говорят аналитики ФК «Интерфин трейд». — Эту инициативу можно оценить двояко. С одной стороны, нефтяные компании вынуждены будут отчислять больше средств на геологоразведку. С другой — новые месторождения дадут новые возможности тем же нефтяным компаниям, а также государству. Второй аргумент является более важным в стратегическом плане».

Что касается бюджетных средств для геологов, то одобренная Правительством программа предлагает направлять их в самые перспективные зоны. По нефти и газу это — Западная и Восточная Сибирь, Тимано-Печорский бассейн, морской шельф; по урану — Дальневосточный и Сибирский федеральные округа; по золоту — те же территории, плюс районы Юга страны; по алмазам — Северо-Запад и Восточная Сибирь.
Более 70% средств будет направлено на воспроизводство углеводородного сырья, примерно 15% — на благородные металлы, остальное — на другие виды полезных ископаемых.

Кстати, эта пропорция одобряется далеко не всеми. Так, вице-премьер Александр Жуков считает, что в перспективном варианте программы существует «перекос» в финансировании разведки благородных металлов (42,3 млрд. руб.). По его мнению, необходимо сократить эту цифру до 20 млрд. рублей. В свою очередь, министр природных ресурсов Юрий Трутнев заверил, что в ходе доработки программы МПР представит материалы, обосновывающие вложения в геологоразведку золота по перспективному сценарию программы.

Монополии незыблемы?

Министерство природных ресурсов призывает демонополизировать минерально-сырьевой сектор РФ. По словам Юрия Трутнева, в настоящее время добыча многих полезных ископаемых, в том числе стратегических, сконцентрирована в руках одной-двух компаний. Так, девять компаний добывают в совокупности 82% российской нефти, на долю двух компаний приходится почти 100% добычи алмазов. «Очевидно, что в этой ситуации компания, обладающая монополией в отрасли, не заинтересована в дальнейшей геологоразведке и развитии конкуренции», — посетовал министр.

МПР и Федеральная антимонопольная служба в настоящее время обсуждают меры по демонополизации недропользования. Однако чиновники заявляют, что эти меры вряд ли будут связаны с отношениями, сложившимися по уже распределенным запасам полезных ископаемых.

Руководитель финансово-экономического управления Федерального агентства по энергетике РФ Анатолий Чабунин, в свою очередь, считает необходимым обеспечение доступа независимых производителей газа к газотранспортной системе «Газпрома» и выхода таких компаний на экспортный рынок, поскольку именно «независимые» разрабатывают наиболее сложные месторождения и им необходимо поддерживать достаточные уровни рентабельности.

После всего вышесказанного крайне неожиданно звучат слова заместителя председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам Александра Белякова, который категорически против изменения существующих правил недропользования.
«Фактически, речь идет об изменении правил игры во время самой игры. Резкие изменения начинают колебать всю систему. У государства достаточно позитивной и негативной практики, чтобы в случае необходимости принять любое количество поправок к существующему закону о недрах, а не выпускать новые законы, — полагает парламентарий. — Нужно дать себе зарок: никаких революций в природопользовании. Иначе это нанесет урон всей отрасли, так как процессы, происходящие в ней, носят длительный характер, и в данной ситуации изменения правил игры нецелесообразны».