“Стальной король” захотел стать нефтяным магнатом

Владелец "Криворожстали" — индийский миллиардер Лакшми Миттал, похоже, расширяет спектр своего бизнеса. Не так давно он создал дочернее предприятие с российской нефтяной компанией "Лукойл" по добыче нефти в Казахстане. Ранее Миттал купил у "Лукойла" офф-шорную фирму, которой принадлежат нефтедобывающие активы на казахстанских месторождениях. Это не единственная нефтяная компания, которую самый богатый индус берет под контроль. Если он продолжит расширяться в данной сфере, полагают оптимисты, у нефтепровода "Одесса—Броды" может "открыться второе дыхание". Пессимисты с ними не согласны…

О нефтяных амбициях Лакшми Миттала сообщила недавно The Wall Street Journal. По сведениям газеты, дочернее предприятие хозяина "Криворожстали" под названием Mittal Investments объединяется с другой индийской компанией Oil & Natural Gas Corp. для создания ряда добывающих СП за границей. Упомянутая Oil & Natural Gas Corp. в содружестве с "Лукойлом" и французской Total занимается разработкой месторождений в Африке и Азии.

Кроме того, Миттал приобрел половину акций Caspian Investments Resources Ltd., которая ранее полностью принадлежала "Лукойл Оверсиз". Caspian Investments принадлежат нефтедобывающие активы на месторождениях Алибекмола, Кожасай, Северные Бузачи, Каракудук и Арман (Актюбинская и Мангистауская области Казахстана). Кроме того, в ноябре 2006 года Caspian Investments и Национальная нефтегазовая компания "КазМунайГаз" подписали соглашение, по которому после выполнения ряда предварительных условий Caspian Investments Resources Ltd. получит контроль над 25% ТОО "Жамбай", осуществляющего геологоразведку участков Жамбай Южный и Южное Забурунье в казахстанском секторе Каспия.

Стоимость пакета Caspian Investments, приобретенного у "Лукойл Оверсиз", по мнению аналитиков рынка, немного недотягивает до $1млрд. Однако учитывая, что Mittal Investments приняла на себя обязательства по выплате 50% непогашенного долга компании в сумме около $175 млн., сделка превышает миллиард.

Еще одна коммерческая структура, совместное предприятие индийской нефтяной компании ONGC и Лакшми Миттала — ONGC Mittal Energy — в феврале начала процесс покупки 7-процентного пакета фирмы Oman Oil в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК). КТК, запущенный в 2001 году, является одним из основных маршрутов экспорта нефти за пределы Казахстана. Известно, что Oman Oil сама предложила миллиардеру свою долю примерно за $200 млн. Глава OMEL Нареш Найар отказался комментировать эту информацию, поскольку сделку должны одобрить другие участники консорциума.

Участие в КТК даст компаниям Миттала доступ к каналам транспортировки углеводородов на мировые рынки. Трубопровод связывает месторождения на западе Казахстана, самым крупным из которых является на сегодня Тенгиз, с черноморским портом Новороссийск. В будущем предполагается использовать магистраль для экспорта сырья от месторождений Карачаганак и Алибекмола. Мощность КТК к 2015 году будет увеличена до 1,34 млн. баррелей нефти в день, что потребует дополнительных инвестиций. В число акционеров консорциума входят правительство Казахстана, правительство России, ChevronTexaco, LukArco, Rosneft-Shell, ExxonMobil, ENI, BG, Kazakh Pipelines, и Oryx.

Последние приобретения Миттала можно рассматривать как стратегически верные шаги по закреплению на углеводородном рынке Казахстана. Компания является партнером "Казахойл-Актобе". А пакет акций КТК гарантирует Митталу доступ к экспортным магистралям.

Западные издания пишут, что сами по себе перечисленные сделки — относительно небольшие. Однако своей методичностью они напоминают тактику, с которой Лакшми Миттал в 80-х и 90-х годах собирал металлургические активы по всему миру, в результате создав самую крупную металлургическую компанию в мире.

Что же касается интересов Украины, то они пока неясны. Известно, что мы надеемся на наполнение нефтепровода "Одесса—Броды" казахстанской нефтью к 2010 году. Об этом не раз говорил министр топлива и энергетики Юрий Бойко. Оптимисты предполагают, что коммерческие интересы Миттала в Украине могут сделать его лоббистом Одесса-Броды. В то же время пессимисты говорят, что КТК — соперничающий с "Одесса—Броды" маршрут и, раз Миттал вошел в этот проект, казахстанская нефть не пойдет по нефтепроводу "Одесса—Броды". Во всяком случае, с подачи индуса…