Владелец "Криворожстали" — индийский миллиардер Лакшми Миттал, похоже, расширяет спектр своего бизнеса. Не так давно он создал дочернее предприятие с российской нефтяной компанией "Лукойл" по добыче нефти в Казахстане. Ранее Миттал купил у "Лукойла" офф-шорную фирму, которой принадлежат нефтедобывающие активы на казахстанских месторождениях. Это не единственная нефтяная компания, которую самый богатый индус берет под контроль. Если он продолжит расширяться в данной сфере, полагают оптимисты, у нефтепровода "Одесса—Броды" может "открыться второе дыхание". Пессимисты с ними не согласны…
Кроме того, Миттал приобрел половину акций Caspian Investments Resources Ltd., которая ранее полностью принадлежала "Лукойл Оверсиз". Caspian Investments принадлежат нефтедобывающие активы на месторождениях Алибекмола, Кожасай, Северные Бузачи, Каракудук и Арман (Актюбинская и Мангистауская области Казахстана). Кроме того, в ноябре 2006 года Caspian Investments и Национальная нефтегазовая компания "КазМунайГаз" подписали соглашение, по которому после выполнения ряда предварительных условий Caspian Investments Resources Ltd. получит контроль над 25% ТОО "Жамбай", осуществляющего геологоразведку участков Жамбай Южный и Южное Забурунье в казахстанском секторе Каспия.
Стоимость пакета Caspian Investments, приобретенного у "Лукойл Оверсиз", по мнению аналитиков рынка, немного недотягивает до $1млрд. Однако учитывая, что Mittal Investments приняла на себя обязательства по выплате 50% непогашенного долга компании в сумме около $175 млн., сделка превышает миллиард.
Еще одна коммерческая структура, совместное предприятие индийской нефтяной компании ONGC и Лакшми Миттала — ONGC Mittal Energy — в феврале начала процесс покупки 7-процентного пакета фирмы Oman Oil в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК). КТК, запущенный в 2001 году, является одним из основных маршрутов экспорта нефти за пределы Казахстана. Известно, что Oman Oil сама предложила миллиардеру свою долю примерно за $200 млн. Глава OMEL Нареш Найар отказался комментировать эту информацию, поскольку сделку должны одобрить другие участники консорциума.
Участие в КТК даст компаниям Миттала доступ к каналам транспортировки углеводородов на мировые рынки. Трубопровод связывает месторождения на западе Казахстана, самым крупным из которых является на сегодня Тенгиз, с черноморским портом Новороссийск. В будущем предполагается использовать магистраль для экспорта сырья от месторождений Карачаганак и Алибекмола. Мощность КТК к 2015 году будет увеличена до 1,34 млн. баррелей нефти в день, что потребует дополнительных инвестиций. В число акционеров консорциума входят правительство Казахстана, правительство России, ChevronTexaco, LukArco, Rosneft-Shell, ExxonMobil, ENI, BG, Kazakh Pipelines, и Oryx.
Последние приобретения Миттала можно рассматривать как стратегически верные шаги по закреплению на углеводородном рынке Казахстана. Компания является партнером "Казахойл-Актобе". А пакет акций КТК гарантирует Митталу доступ к экспортным магистралям.
Западные издания пишут, что сами по себе перечисленные сделки — относительно небольшие. Однако своей методичностью они напоминают тактику, с которой Лакшми Миттал в 80-х и 90-х годах собирал металлургические активы по всему миру, в результате создав самую крупную металлургическую компанию в мире.
Что же касается интересов Украины, то они пока неясны. Известно, что мы надеемся на наполнение нефтепровода "Одесса—Броды" казахстанской нефтью к 2010 году. Об этом не раз говорил министр топлива и энергетики Юрий Бойко. Оптимисты предполагают, что коммерческие интересы Миттала в Украине могут сделать его лоббистом Одесса-Броды. В то же время пессимисты говорят, что КТК — соперничающий с "Одесса—Броды" маршрут и, раз Миттал вошел в этот проект, казахстанская нефть не пойдет по нефтепроводу "Одесса—Броды". Во всяком случае, с подачи индуса…