2004-09-22

США. Ученые разглядели на Марсе новые признаки жизни

Получены новые данные, позволившие ученым возобновить дискуссию по поводу наличия жизни на Марсе. Как сообщает официальный сайт Европейского космического агентства, межпланетная станция «Марс-Экспресс» проведя обширные исследования геологических и атмосферных процессов на «красной планете», дала материал для весьма любопытных выводов.
    Проанализировав полученные данные, ученые выяснили, что, если на высоте 10-15 километров водяные пары практически полностью растворены в атмосфере, то в трех экваториальных областях, известных как Arabia Terra, Elysium Planum и Arcadia-Memnonia, они встречаются у поверхности планеты причем в гораздо более сконцентрированном виде.
    Здесь концентрация пара выше в два-три раза, чем в других частях планеты. И именно в этих областях космический аппарат NASA Voyager обнаружил наличие прослойки льда толщиной в несколько десятков сантиметров под поверхностью планеты. Тут же находятся и районы наибольшей плотности метана, который весьма неоднородно распределен в атмосфере Марса.
    Такое совпадение, считают ученые, указывает на общий подземный источник и водяных паров и метана, которым могут быть живые существа. Микроорганизмы способны жить в водной среде и вырабатывать метан, как продукт жизнедеятельности, говорят астробиологи.
    Европейское космическое агентство собирается продолжить исследования в этом направлении, чтобы выяснить взаимосвязь льда, пара и метана.
    Однако у сторонников теории наличия микробов на Марсе есть и противники. По их мнению, молекулы метана могли просто «вмерзнуть в лед» миллионы лет назад и по мере его разрушения поступать в атмосферу вместе с водяными парам. Другие считают, что метан получается от окисления железа, содержащегося в базальтовых породах планеты. В ходе окисления, причиной которого могут быть различные сейсмологические процессы, высвобождается водород, который, соединяясь с углеродом, и образует метан.

Газета «2000»