2005-07-21

США. Ученые открыли новую экосистему под обрушившимся шельфовым ледником Ларсена

Случайное открытие обширной экосистемы под обрушившимся шельфовым ледником Ларсена позволит ученым исследовать ранее неизвестную форму жизни под плавучими ледниками Антарктики и больше узнать о происхождении жизни в экстремальных средах.

Исследователи обнаружили биологическую среду обитания, в которую не проникают солнечные лучи, после недавнего подводного видеоисследования глубокого ледникового "корыта" в северо-западной части моря Уэдделла после внезапного обрушения шельфа Ларсена в 2002 году.

В пресс-релизе Американского геофизического союза (АГС) отмечается, что после недавнего подводного видеоисследования эксперты, финансируемые Национальным научным фондом США, обнаружили биологическую среду обитания, в которую не проникают солнечные лучи. В рамках исследования было изучено глубокое ледниковое "корыто" в северо-западной части моря Уэдделла, образовавшееся в результате внезапного обрушения части шельфа Ларсена в 2002 году.

Вновь открытая экосистема может создать стимул к исследованию других удаленных подводных сред на полюсах и в прочих ледниковых сред. Результаты таких исследований могли бы помочь ученым в изучении океана, который может скрываться под поверхностью луны Юпитера под названием Европа. По словам Юджина Домака из Гамильтонского колледжа Нью-Йорка, ведущего автора доклада о новой экосистеме, наблюдение этих организмов на дне океана равносильно приподниманию ковра и обнаружению расположенного под ним ранее неизвестного слоя.

Международная экспедиция посетила Антарктиду в рамках круиза "Антарктическая программа США" для изучения осадочных пород в этом районе, обнажившихся в результате обрушения шельфового ледника. На последнем этапе своей миссии экспедиция сняла на видео ложе моря и лишь позднее обнаружила процветающее сообщество моллюсков, грязевые вулканы и тонкий слой бактериальных подстилок. Домак не исключает возможности того, что в ходе дальнейшего изучения этого района могут быть открыты новые виды морской флоры и фауны.

В отличие от экосистем, существующих за счет фотосинтеза или горячих выбросов из коры планеты, вновь открытая экосистема, известная как "сообщество холодных скважин", питается химической энергией изнутри Земли. Домак и его соавторы предполагают, что источником энергии, по всей вероятности, служит метан из глубоких подводных скважин, способный поддерживать химическую жизнь на 850-метровой глубине, на которой велись наблюдения.

MIGnews.com