2006-08-22

США. Ученые NASA обнаружили дополнительные свидетельства тектоники плит на Марсе

Ученые NASA обнаружили дополнительные свидетельства тектоники плит на Марсе. Новая карта магнитных полей Марса, сделанная космическим аппаратом Mars Global Surveyor (MGS), показывает, что кора Марса двигалась в прошлом подобно земной.

Первые свидетельства тектоники плит на Марсе были обнаружены в 1999 году с помощью магнетометра, установленного на аппарате MGS. Сейчас в распоряжении ученых имеется полная магнитная карта поверхности Марса, сделанная на основе данных непрерывно собираемых в течении 4 лет.

На карте четко видны характерные особенности магнитных полей, подобные тем, которые возникают на Земле в местах тектонических разломов. Например, при подъеме плотных скальных пород из глубин мантии, таких как Центрально-Атлантический хребет, разъезжающиеся плиты намагничиваются в соответствии с магнитным полем Земли. А поскольку магнитное поле Земли меняет направление несколько раз в миллион лет, различные по времени разломы имеют различное направление магнитных полей.

Нечто подобное и было замечено на Марсе. Тектоникой плит можно объяснить также ряд геологических особенностей Марса. Это и вулканы Tharsis, лежащие на прямой линии, и большой каньон Valles Marineris. «Конечно, это не исчерпывающий геологический анализ, но тектоника плит действительно дает нам объяснение некоторых из марсианских явлений», — сказал доктор Марио Акуна.

Промышленные ведомости