2012-02-21

США. На темной стороне Луны найдены несколько геологических новообразований

Американские астрономы обнаружили на темной стороне Луны несколько геологических новообразований. Это свидетельствует о том, что лунные тектонические процессы продолжались еще как минимум 950 млн лет после предполагаемой даты геологической "смерти" естественного спутника Земли. А она, как предполагается, произошла примерно миллиард лет назад.

Группа ученых под руководством Томаса Уоттерса из Смитсоновского института в городе Вашингтон (США) изучала топографическую карту Луны, составленную по снимкам поверхности и данным по высоте тех или иных участков спутника Земли, полученным зондом LRO за время его работы на орбите Луны.

На обратной стороне спутника исследователи обнаружили несколько грабенов — впадин поверхности, опустившихся ниже окружающих их пород. Самые большие из них расположены на возвышенности в 130 км к северо-востоку от кратера Виртанен. Впадены расположены очень близко друг к другу. Они составляют единую систему, аналоги которой ранее не наблюдались на Луне: они встречаются только на Земле, Марсе и других "полноценных" планетах.

Наибольший вклад в науку, по словам астрономов, внес самый маленький грабен, шириной всего в 26 метров и глубиной в метр. Небольшая глубина этого образования помогла ученым рассчитать возраст всех впадин у кратера Виртанен.

Из-за отсутствия атмосферы и эрозии кратеры и другие неровности поверхности постепенно "закапываются" обломками пород и другими небольшими частицами, составляющими лунную почву — реголит. Согласно современным оценкам, впадины на Луне накапливают от 5 до 8 см реголита за миллион лет.

По оценкам астрономов, небольшой грабен в окрестностях кратера Виртанен должен был появиться не позже, чем 50 млн лет назад, иначе он был бы полностью заполнен реголитом.

По всей видимости, такие "овраги" являются следствием вулканических процессов внутри недр Луны. Все это свидетельствует в пользу того, что Луна оставалась геологически активной еще 50 млн лет назад.

Напомним, что ранее в феврале NASA опубликовало видео обратной стороны Луны, сделанное зондами-близнецами GRAIL.

РИА «Новости»