2006-05-11

США. Исследователи считают, что глинозем стал основой органической жизни

Исследователи из Аризонского университета считают, что лежащий на дне океана глинозем вполне мог сыграть роль своего рода инкубатора для первых органических молекул, ставших впоследствии основой пресловутого «органического бульона», заполнившего Мировой океан в доисторическую эпоху.

По мнению некоторых ученых, источником органических молекул в океане могли стать подводные вулканы, в жерлах которых, при соблюдении некоторых условий, формировалось такое органическое соединение, как метанол, более известный как метиловый спирт (CH3OH). Уязвимое место этой теории состоит в том, что температура воды в гидротермальных источниках может достигать 300-400°C, в то время как метанол закипает уже при 65°C, а затем начинает разлагаться на углекислый газ и водород. Это означает, что теория либо неверна, либо на дне океана существовали какие-то структуры, защитившие метанол от разрушительного воздействия тепла. Главным кандидатом на эту роль стали глинистые отложения. Автор гипотезы, геохимик Линда Уильямс (Lynda Williams), поставила эксперимент, в ходе которого чудовищное давление и высокие температуры гидротермальных источников были сымитированы внутри специальной камеры.

По результатам эксперимента, длившегося 6 недель, выяснилось, что пористая глина, в которой накапливался метанол, не только защитила его от разрушения, но и выступила катализатором химической реакции, благодаря которой на базе метанола сформировались новые, еще более сложные органические соединения.

По мнению госпожи Уильямс и ее коллег, метанол и другие органические соединения могли в течение длительного срока накапливаться в глиноземе, а затем за сравнительно короткое время «выплеснулись» в воду, образовав «органический бульон» и дав начало эволюции. А поскольку этот механизм вполне может работать везде, где есть подводные термальные источники, весьма вероятно, что органические вещества и, следовательно, условия для возникновения жизни действительно могут появляться на любой вулканически активной планете, где есть вода, сообщает Science Daily со ссылкой на пресс-релиз Аризонского университета.

ВСЕГЕИ им. А.П.Карпинского