2005-03-18

США. Cassini обнаружил на Энцеладе атмосферу

Признаки атмосферы обнаружены во время последних нескольких приближений станции к спутнику, сообщила в среду Лаборатория реактивного движения NASA. Ученые, на основании исследований, произведенных с помощью магнитометрического оборудования станции Cassini, предполагают что, атмосфера Энцелада может состоять из продуктов вулканической деятельности, выбросов гейзеров или различных газов с поверхности или изнутри спутника.

Когда Cassini в первый раз приблизился к Энцеладу, 17 февраля на расстояние 1167 км, магнетометрами станции были зафиксированы изменения магнитного поля. 9 марта, когда Cassini приблизился на расстояние 500 км, к поверхности Энцелада, были получены дополнительные доказательства.

Были замечены искажения магнитного поля и магнитосферной плазмы спутника. Также были зафиксированы колебания магнитного поля. Такие колебания образуются когда заряженные ионы взаимодействуют с магнитным полем при движении внутри его. Эти взаимодействия приводят к характерным колебаниям магнитного поля, по частоте которых можно идентифицировать сами молекулы. Колебания в атмосфере Энцелада являются следствием движения ионизированного водяного пара.

В 1981 году космическая станция NASA Voyager, пролетая на расстоянии 90 тыс. км от Энцелада, не обнаружила признаков атмосферы. Вероятно, возможности станции не позволяли тогда найти атмосферу, или что-то изменилось со времени того полета.

Это первый случай обнаружения Cassini атмосферы вокруг спутника Сатурна, с прошлого лета, когда Cassini вышел на орбиту вокруг Сатурна и обнаружил атмосферу, у крупнейшего из его спутников, Титана. Энцелад - относительно маленький спутник. Сила притяжения на нем, предположительно, не позволяет удерживать атмосферу долгое время. Поэтому, Энцеладу нужны сильные и непрерывные источники восстановления атмосферы.

Необходимость таких источников, приводит ученных к выводам о наличии на Энцеладе выбросов, таких как вулканы и гейзеры. Если такие выбросы обнаружатся, то Энцелад станет третьим в ряду геоактивных спутников. Первые два это Ио, спутник Юпитера, и Тритон, спутник Нептуна.

Со времен полета Voyager, ученые предполагали, что на этом спутнике происходит геологическая активность и источник ее - ледяное кольцо Сатурна. Энцелад, самый отражающий объект в Солнечной системе, его поверхность отражает 90 % солнечного света. Если на Энцеладе есть вулканы, то это отражение есть результат непрерывного выброса частиц льда, вулканами в атмосферу.

Диаметр Энцелада около 500 км, что равняется штату Аризона. Несмотря на маленький размер Энцелад является одним из самых интересных ледяных спутников.

РБК