2005-08-01

С.Миронов: Проект нужно доработать <BR><EM>Тезисы выступления на встрече с руководством ОАО "Юганскнефтегаз"</EM>

На официальном сайте Совета Федерации РФ выставлены Тезисы выступления С.М. Миронова на встрече с руководством ОАО "Юганскнефтегаз". Приводим полный текст документа, посвященного проблемам нефтегазового комплекса России и проекту нового закона "О недрах".

Нефтяной сектор играет ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности, финансовой устойчивости, экономическом развитии и социальном благополучии страны. О масштабах комплекса говорит уже то, что по объемам добычи нефти Россия делит первое-второе места наряду с Саудовской Аравией, а по мощностям нефтепереработки уступает только США.

Вместе с тем, "нефтяной каркас", на котором уже долгие годы держится российская экономика, нуждается в кардинальном обновлении. Как известно, с начала этого года прирост добычи нефти замедлился. Это сразу сказалось на всей экономике. Хотя в целом идет положительная динамика, темпы прироста ВВП сократились с 7,1 до 5,6%. Конечно, дело не столько в объемах добычи, сколько в огромной зависимости экономики от положения дел в нефтяном секторе и в тех серьезных трудностях, которые мешают его нормальной работе.

При сохранении такого положения дел, нефтяной сектор может превратиться из основного фактора роста в тормоз экономического развития. Значительно выросли цены на внутреннем топливном рынке. Это негативно сказывается на работе других отраслей и является одной из основных причин повышения темпов инфляции.

Особенно тревожно, что негативные тенденции проявляются уже сейчас, когда цены на мировом рынке держатся на очень высоком уровне. Тем не менее, бизнес не торопится идти на масштабные вложения в развитие нефтяного комплекса. Иными словами, дополнительные доходы от нефти пока не служат делу модернизации самого нефтяного комплекса и экономики в целом.

Нельзя затягивать решение проблем, которые накапливались в нефтяной отрасли годами. Они известны - это недостаточные инвестиции, изношенные фонды и устаревающие технологии, низкие объемы геологоразведочных работ и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Не решаются должным образом и вопросы развития инфраструктуры. Слабой остается система государственного контроля. В соответствии с Энергетической стратегией на период до 2020 года инвестиции должны составлять около 24 млрд. долл. в год, а они не дотягивают и до половины этой суммы. Сдерживающим фактором здесь в немалой степени является неустойчивость отраслевой законодательной базы, отсутствие стимулов налогового характера, которые широко применяются во многих странах.

Или, например, задача воспроизводства минерально-сырьевой базы. Для того, чтобы бизнесу было выгодно вкладывать средства на всех этапах геологоразведочных работ, государство должно создать четкую, работающую систему правовых гарантий и стимулов. И что не менее важно - обеспечить стабильность и предсказуемость правил игры.

Отдельно следует сказать о совершенствовании законодательства по природопользованию.

Пожалуй, одно из главных изменений - законодательное установление нового разграничения полномочий между Федерацией, регионами и местным самоуправлением. Это заметно скажется на формировании отношений в системе природопользования. Прежде всего, значительно сузились права субъектов Федерации в вопросах природопользования. И это уже сейчас очень неоднозначно воспринято регионами, особенно, богатыми ресурсами. Проблема в этом есть.

Сегодня, когда выстроена интегрированная вертикаль государственной власти на местах, губернаторы непосредственно отвечают за все, что происходит в регионе перед главой государства.

О возможном пути решения этой проблемы было прямо сказано в последнем Бюджетном послании Президента Российской Федерации. Речь идет о возможности расширения перечня федеральных полномочий, исполнение которых делегируется органам государственной власти субъектов Федерации. Кстати, этим вопросам было посвящено и недавнее заседание Госсовета в Калининграде.

Думаю, что исходя из этих позиций, следует еще раз посмотреть на саму концепцию проекта нового закона "О недрах". Думаю, ее нужно серьезно корректировать.

Должен сказать, что редко какой закон вызывал такую острую полемику и расхождение позиций по ряду принципиальных вопросов. Это понятно. От него во многом будет зависеть в целом политика в сфере недропользования.

Главная его направленность - создание условий для привлечения в сферу недропользования частных инвестиций, в том числе, иностранных. Несомненно, в новом варианте закона "О недрах" много плюсов. Важно, что в этом новом документе удалось сохранить преемственность многих основных положений действующего законодательства.

Однако, к сожалению, пока в законопроекте нет четких ответов на некоторые принципиально важные вопросы. Это касается коренного изменения положения в геологическом изучении недр и воспроизводстве минерально-сырьевой базы, рационального и полного использования ранее распределенного фонда недр, формирования системы ресурсных платежей и создания равных условий конкуренции между предприятиями на этапе разработки месторождений. В тексте документа эти стратегические для отрасли вопросы затронуты лишь косвенным образом. Эти проблемы законодателям предстоит решить.

Очень по-разному сегодня оценивается и переход к аукционам как основной форме предоставления права пользования недрами. Нет единства мнений и по поводу "сквозных лицензий", положения о свободном обороте прав пользования недрами, и ряду других норм. Полагаю, что ничего необычного в полярности позиций нет. Чем больше будет высказано мнений, а самое главное, предложений, тем лучше. Главное, чтобы законодатель смог выбрать из них самые рациональные и своевременно учесть и подправить какие-то положения в законе. Как вы знаете, сейчас проект закона "О недрах", уже внесен Правительством в Государственную Думу и должен обсуждаться в профильном комитете. Может быть, есть смысл вернуть его на доработку.

Уже не первый год на всех уровнях обсуждается вопрос о дифференциации ставок налога на добычу полезных ископаемых. О необходимости найти оптимальные варианты решения этой задачи неоднократно говорил Президент Российской Федерации, в частности, и в последнем Бюджетном послании.

Дифференциация ставок налога на добычу полезных ископаемых может положительно сказаться не только на усилении работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Это также привело бы к расширению налоговой базы за счет ввода новых участков. Главное же, на мой взгляд, что в случае дифференциации налога на добычу полезных ископаемых возрастет заинтересованность добывающих предприятий в отработке низкорентабельных и истощенных месторождений.