Бум добычи сланцевой нефти в США привел к увеличению мировых запасов «черного золота» и спровоцировал рост добычи за пределами ОПЕК и Соединенных Штатов. Однако сейчас над сланцевой отраслью сгущаются тучи, нефтяные рынки могут вернуться к состоянию, предшествовавшему 2017 г., передает worldoil.
Сланцевая индустрия сделала США более независимыми от импорта энергоносителей в условиях роста геополитической напряженности. Новые скважины, разбросанные на огромной территории от Пермского бассейна Техаса до Баккена в Северной Дакоте за одну ночь превратили фермеров и владельцев ранчо в миллионеров. Американские водители наслаждаются дешевым бензином, в маленьких городах появлялась достойно оплачиваемая работа, а новые технологии привлекали инвестиции со всех уголков мира, обеспечивая занятость бурильщикам.
Однако прогнозисты уже давно предупреждали: множество инженерных и финансовых проблем сведет сланцевую революцию на нет. В прошлые годы мрачные прогнозы отметались устойчивостью сланцевого бизнеса, однако в этом году многое изменилось.
Прежде всего, резко сократились инвестиции в отрасль производства сланцевой нефти. За последнее десятилетие в нее было вложено почти $200 млрд, однако инвесторы обеспокоились несоответствием своей прибыли быстрому росту добычи.
«Я не думаю, что призывы к сокращению добычи сланцевой нефти в этом году усилятся, — сказал Эд Морс, глава отдела исследований сырьевых товаров в Citigroup Global Markets Inc. — Но эта тема будет обсуждаться все более детально».
По данным Управления энергетической информации США (EIA), рост производства в этом году составил всего 3% против 21% в период с 2017 по 2018 гг. Оценки на 2020 год варьируются, но даже у самого оптимистичного прогнозиста процентное изменение не так велико, как это было во времена былой славы.
«Вы увидите значительное снижение темпов роста в Пермском бассейне, — сказал Скотт Шеффилд, генеральный директор Pioneer Natural Resources. — Вы, вероятно, станете свидетелями отсутствия роста для большинства компаний».
С момента падения цен на нефть в 2014 г. основной темой американской сланцевой отрасли была непредсказуемость. Но несмотря на волну банкротств и сокращение количества буровых установок производство оказалось устойчивым. Например, в 2018 г. оно выросло более чем на 2 млн барр./сут.
Однако в 2019 г. мажорные аккорды уступили место минорным. Даже при стабильной цене WTI более $52/барр., добыча нефти практически не выросла и в первые семь месяцев оставалась на уровне 12 млн б/с, свидетельствуют данные EIA.
Некоторые трейдеры и аналитики полагают, что замедление является результатом таких событий, как плохая погода. Они заявили, что введение в строй новых трубопроводов увеличит пропускную способность транспортной системы и будет способствовать росту добычи в 2020 г.
Однако инвесторы требуют, чтобы работающие на сланцевых месторождениях компании сократили расходы и выплачивали больше дивидендов и даже заставляют нефтепроизводителей продавать свои активы. Банковское финансирование отрасли также сузилось, отмечается в исследовании Федерального резервного банка Далласа. Между тем, доступ к капиталу особенно важен для сланцевых бурильщиков из-за быстрого падения дебета действующих скважин. Так, в первый год добыча на ГРП падает на 70% по сравнению с 5% при обычном вертикальном бурении. Это означает, что сланцевой отрасли постоянно требуются новые нефтяные скважины. Как только деньги на бурение иссякают, производство быстро сокращается.
Еще одна проблема носит название «дочки-матери». Из-за дефицита пространства бурильщики располагают новые (дочерние) скважины близко друг к другу, что ведет к падению давления в более старых (материнских) скважинах. В результате добыча снижается на 15–20%, согласно данным инвестиционного банка Tudor, Pickering, Holt & Co.
На данный момент прогнозисты едины в том, что в 2020 г. рост производства будет вялым. EIA прогнозирует, что в следующем году оно увеличится почти на 1 млн б/с, что составляет лишь половину прироста в 2018 году. Далее рост добычи упадет до 600–700 тыс. б/с, считают аналитики Pioneer.
Проблемы сланцевых компаний тесно связаны с «изменением мышления инвесторов», заявил генеральный директор Шеффилд на недавней конференции. «В будущем это, вероятно, приведет к падению добычи сланцевой нефти примерно на 300 тыс. б/с».
В S&P Global Platts Analytics заявляют, что в 2020 г. добыча, вероятно, вырастет максимум на 1,1 млн б/с, в то время как Wood Mackenzie оценивает рост примерно в два раза ниже этого уровня.
Согласно ожиданиям Macquarie Group Ltd., рост добычи составит около 1,3 млн б/с, если средняя стоимость нефти WTI будет около $55/барр., но предупреждает, что оценка может быть резко снижена, если количество буровых установок не увеличится после недавнего падения до 2-летнего минимума.
Такие отраслевые гиганты, как Exxon Mobil и Chevron, намерены резко увеличить добычу в Пермском бассейне. Не обремененные финансовыми проблемами, с которыми сталкиваются независимые производители, они планируют нарастить производство сырья более чем в два раза к началу 2020-х гг.
Однако сгущающиеся над сланцевой отраслью тучи затуманили эти радужные перспективы. По словам Дэвида Рамсдена-Вуда, главного операционного директора компании Franklin Mountain Energy LLC, в августе объем работ по скважинам увеличился на 11% по сравнению с прошлым годом, однако это не привело к росту добычи сланцевой нефти.
Как сообщал enkorr, недавний ввод в эксплуатацию новых нефтепроводов не привел к немедленному росту экспорта нефти из США. Этому мешает продолжающаяся торговая война между США и КНР, которая негативно влияет на спрос со стороны Азии.
В августе добыча нефти в США составила 12,082 млн б/с, что на 1,433 млн б/с больше, чем годом ранее. Однако на лицо замедление темпов роста производства: в период с августа 2017 по август 2018 гг. рост нефтедобычи составил 2,1 млн б/с.
Низкие цены на нефть привели к сокращению бурового парка в США примерно на 20%.
Справка enkorr
Сланцевая революция в США стала одной из главных причин перепроизводства «черного золота» и обвала нефтяных котировок летом 2014 г. Из-за резкого сокращения импорта энергоносителей Соединенными Штатами на рынках нефти сформировались избыточные запасы сырья, которые быстро меняются, но постоянно давят на мировые цены. Окончание сланцевой революции приведет к тому, что Соединенные Штаты будут вынуждены нарастить импорт «черного золота», что спровоцирует рост мировых цен.