Заявление компании Royal Dutch/Shell о том, что ее подтвержденные резервы оказались завышенными на 20 процентов, сделанное еще в январе, стало настоящим шоком для участников нефтяного и фондового рынков. Акции компании в целом подешевели на 10,8 процента, а эксперты до сих пор обсуждают, каким образом компания, занимающая пятую строчку в списке нефтяных гигантов, лишилась пятой части своих запасов. Этим же вопросом заинтересовалась и американская Комиссия по ценным бумагам (SEC). Джин Джилеспи, аналитик Howard Weil Labouisse Friedrichs, считает такой результат крупнейшей за всю историю отрасли переоценки резервов в сторону уменьшения неизбежным. Компания, которая пересматривает свои резервы уже третий год подряд, должна, по его словам, стать более «контролируемой и дисциплинированной».
Особый интерес экспертов изначально вызывала роль Филиппа Уоттса, и не только потому, что на момент объявления о сокращении резервов он являлся руководителем компании. До этого сэр Уоттс отвечал в Shell за поисково-разведочные работы и добычу, и именно он должен был лучше всех знать о достоверности данных по новым нефтяным и газовым месторождениям. Именно под его руководством запасы новых месторождений в Нигерии и Австралии получили статус «подтвержденных», а сейчас поднимается вопрос о том, а есть ли там вообще эти 3,9 миллиарда баррелей, которые с конца 1990-х годов фигурировали в финансовых показателях компании. Естественно, что требования об отставке сэра Уоттса прозвучали сразу же после скандального заявления. Однако тот заявил, что в отставку уходить не собирается и останется на своем посту до 2006 года. Тем не менее на прошлой неделе и ему, и Вальтеру ван дер Вийверу, до последнего времени отвечавшему за поисково-разведочные работы и добычу, все же пришлось покинуть свои посты. Новым руководителем компании назначен Джероен ван дер Вир, ранее руководивший ее датским филиалом. Сообщение о смене главы концерна сразу же вызвало рост котировок ее акций на 3 процента, однако не сняло всю остроту вопроса о легитимности действий прежнего руководства.
Ван дер Вир на пресс-конференции, посвященной его назначению, на прямой вопрос по этому поводу отвечать отказался, сославшись на то, что расследование еще не завершено. Если это расследование обнаружит незаконные действия бывшего руководства, то компании предстоит выплатить огромные штрафы органам надзора, а также отвечать в суде на коллективные иски акционеров, возмущенных резким снижением котировок акций. Сейчас уже подано восемь таких исков, и, вполне вероятно, по мере разбирательства их количество возрастет.
Ситуация осложняется тем, что акции концерна Royal Dutch/Shell торгуются как акции двух отдельных компаний, Royal Dutch Petroleum в Голландии и Shell Trading Transport в Лондоне. К тому же оба вида торгуются на Нью-Йоркской бирже. И ответственность за возможные нарушения в этих странах предусмотрена различная — от общественного порицания и/или штрафов в Великобритании до криминальной ответственности в США. И хотя в пресс-релизах компании утверждается, что как нынешнее, так и прежнее руководство идет навстречу всевозможным проверкам, журналистам не удалось связаться с самим сэром Уоттсом. Тем не менее в зарубежной прессе известие об его отставке подается не как символ победы акционеров, которые приобретают все большую власть в финансируемых ими компаниях, а как демонстрация победы голландской стороны «двухглавого концерна», в котором соотношение сил теперь характеризуется как 60 к 40 в пользу Нидерландов.