2005-12-06

Шансы есть… <BR><I>Энергозависимость — не приговор, а диагноз</I>

Порой мне кажется, что в Украине уже смирились с традиционно-сезонным подорожанием нефтепродуктов и "сюрпризами" поставщиков газа. Хотя эти ценовые фортели импортеров энергоносителей не только больно бьют по карману каждого из нас, но и подрывают суверенитет Украины. Как повлиять на пагубные последствия экономических и политических решений, принимаемых за рубежом? Что, собственно, государство предприняло для минимизации зависимости отечественной экономики от зарубежных энергоносителей?

Досадно, но провозгласив свой суверенитет, мы не сумели реализовать ни одного более-менее масштабного проекта по разработке и эксплуатации месторождений углеводородного сырья в Азово-Черноморском, Приднепровском или Прикарпатском регионах. А ведь Украине, по оценкам специалистов, для удовлетворения своих нужд в энергоносителях ежегодно необходимо 40 млн. тонн нефти, около 100 млрд. куб. м природного газа, а также не менее 100 млн. тонн каменного угля. Советское правительство не было заинтересовано в развитии нефтегазовой отрасли в Украине, потому что имело возможность получать в огромных объемах дешевое черное золото Тюмени и голубое топливо Уренгоя. Поэтому нефтегазовая добыча в Украине мало-помалу сошла на нет (3—4 млн. тонн нашей "домашней" нефти и газоконденсата в расчет не берем).

И с углем Донбасса повторилась та же история. Разработка Канско-Ачинского, якутских и казахстанских карьеров, где себестоимость тонны топлива была в десять раз дешевле донецкой, привела к началу упадка угольных шахт Донбасса. Уже после распада СССР, когда Украина фактически оказалась без своей нефти и газа, у нее был шанс преодолеть энергетический кризис. Для этого необходимо было безотлагательно осуществить топливную революцию в Донбассе.

Истории известны подобные примеры. Так, Германия после поражения в Первой мировой войне, потеряв все колонии с их минеральными ресурсами, на базе собственной угольной промышленности наладила выпуск синтетического моторного топлива и тем самым обеспечила им не только свою экономику, но и армию. Именно этим топливом заправлялись танки Гудериана, которые шли на Москву…

Еще один пример — Южно-Африканская Республика. Когда мировое сообщество, осуждая расистский режим Йоханнесбурга, объявило относительно ЮАР эмбарго, и эта страна оказалась без нефти и газа, она бросила все свои силы и средства на реализацию программы по производству жидкого топлива из каменного угля. И даже сегодня, спустя много лет после отмены эмбарго, ЮАР полностью обеспечивает себя собственным моторным топливом.

Украина во время провозглашения своего суверенитета имела более 250 угольных шахт. Добыча угля в стране составляла 150 млн. тонн. В стране вовсю дымили не менее десятка коксохимических заводов, где, как утверждают специалисты, можно было бы в течение двух-трех лет наладить производство около 25 млн. тонн моторного топлива. Этим историческим шансом Украина не воспользовалась. Нынче говорят, что, дескать, не было необходимых средств, инвесторов, специалистов… Может, не было главного — политической воли тогдашнего руководства страны? А последствия не заставили себя долго ждать. Вскоре наивысшее должностное лицо России намекнуло слишком уж суверенным соседям, что, мол, нефтегазовый краник можно ведь и перекрыть…

Даже после такого откровенного намека ничего не изменилось в энергетической политике Украины — угольную отрасль продолжали разрушать (сегодня больше половины шахт закрыты, еще несколько десятков ожидают своего закрытия). То есть стратегический гарант нашей энергетической независимости — уголь — остался незадействованным в программе украинского экономического суверенитета.

Недавно об энергозависимости украинцам снова напомнила Россия — газ нам предлагают по рыночной стоимости: $160—190 за тыс. куб. м. Не повлиял на его цену и визит нового премьер-министра. Значит, снова надо изыскивать средства или повышать тарифы. А руководство НАК "Нефтегаз Украины" при этом нас заверяет, что нет причин для беспокойства… Увы, как говорится, не все так хорошо в Датском королевстве… Энергозависимость наша продолжает расти. И здесь, наверное, стоит напомнить о том, что Донбасс имеет колоссальные запасы метана (около 13 трлн. куб. м!), которые практически не используются.

Идея утилизации содержащегося в угольных пластах метана, его целенаправленного отбора — не нова. Ее реализация в мире началась примерно четверть века назад в период всплеска интереса к альтернативным источникам энергоносителей. Именно тогда, в начале 80-х годов прошлого века, США стали пионером в производстве газа из угольных пластов. Сегодня в Соединенных Штатах такая технология получения метана — важный элемент газодобывающего производства: она дает примерно 40 млрд. куб. м газа в год, что составляет 7—8% общего объема его добычи в стране. Работы по извлечению метана из угольных пластов ведутся в Австралии, Китае, Канаде, Польше и Великобритании. Промышленную добычу метана из угольных пластов намерены вскоре начать и в Кузбассе. За счет этого здесь собираются спустя некоторое время полностью покрыть потребности региона в природном газе, решив таким образом ряд экономических, социальных и экологических проблем.

Учитывая, что по запасам метана в угольных пластах Украина — на восьмом месте в мире, а отечественные месторождения природного газа не в состоянии удовлетворить внутренние потребности, нет, наверное, необходимости доказывать: технологии получения и использования метана из угольных пластов должны активно внедряться в нашей стране.

При этом извлечение метана из угольных пластов не только снижает газоопасность добычи угля, спасая жизни многих шахтеров, но и повышает производительность (и рентабельность) шахт, уменьшает загрязнение окружающей среды. И технические предпосылки для этого появились. Я имею в виду не только создание отечественной промышленностью передвижных азотно-мембранных станций, способных производить азот на месте его использования. Шахтный метан, например, в качестве топлива можно применять и на передвижных газотурбинных электростанциях, которые изготавливает ОАО "Мотор Січ".

Одним из перспективных направлений работы запорожских авиамоторостроителей стало изготовление модернизированных газотурбинных электростанций различной мощности. Наземное применение авиадвигателей — составляющая часть производственной деятельности ОАО "Мотор Січ". Так, на предприятии выпущено около двух тысяч передвижных электростанций мощностью 2,5 мегаватта. Они сыграли заметную роль в освоении Крайнего Севера бывшего Союза.

Блок-схема станции достаточно проста: газовая турбина плюс электрогенератор. Однако при этом практически 40% энергии, которую вырабатывает авиадвигатель в виде тепла, раньше не использовали — выбросы горячих газов работающего двигателя не утилизировали. Теперь и для их стремительного потока с температурой до 500 градусов нашли применение, создав когенерационные установки, которые способны одновременно вырабатывать и электрическую, и тепловую энергию. Коэффициент полезного действия таких установок резко возрос. Соответственно снизилась себестоимость электроэнергии. Например, расчеты и опытная эксплуатация показывают, что при старых тарифах на природный газ ($60 за тыс. куб. м) стоимость электроэнергии, которую вырабатывает модифицированная газотурбинная станция ЭГ-6000, составляет всего лишь 6,5 коп. за 1 квт•час. Кстати, стоимость одной гигакалории тепла, выработанной на ЭГ-6000, почти в два раза ниже, нежели в среднем по Украине, — 42 грн.

Одна электростанция ЭГ-6000 может обеспечить дешевой электроэнергией, теплом и горячей водой город с населением 120—130 тыс. человек. И необязательно для этого иметь рядом газопровод высокого давления. Несколько лет назад одно из сумских предприятий концерна "Укрросметалл" освоило изготовление винтовых компрессоров, которые обеспечивают работу подобных когенерационных установок даже при наличии газопроводов низкого давления. Был бы только природный газ. А ведь в Украине существуют так называемые малодебитные газовые скважины, осваивать которые ранее считалось нерациональным. Сколько их только на Крымском полуострове! Запасами природного газа богато и Приазовье. Собственно, повторюсь, как топливо для передвижных газотурбинных электростанций можно использовать не только природный газ, но и шахтный метан.

На пути к энергетической независимости нельзя обойтись без рационального использования энергоресурсов. Украина же платит огромные деньги за поставку газа и нефти из-за границы, а потом тратит приобретенные энергоресурсы с чудовищной расточительностью. Для изготовления любого продукта приобретенных энергоресурсов расходуется в 5 раз больше, чем, например, в Германии, Японии или Великобритании. Можно ли при этом вести речь о конкурентоспособности нашей экономики, открытии своих рынков? Без снижения энергоемкости валового национального продукта (ВНП) нам в Евросоюзе делать нечего.

Например, важнейшая составляющая часть энергоемкости ВНП — электроэнергетика. Высокоэффективный, универсальный и быстроокупаемый способ энергосбережения — внедрение в энергетику и энергоемкие производства средств силовой электроники (СЭ). Достаточным научным и производственным потенциалом для этого располагает, например, запорожский завод "Преобразователь". Предприятие, поставлявшее около трети всех необходимых для бывшего Союза мощностей силовой электроники, сегодня значительно расширило номенклатуру своей продукции. Нужда в его изделиях огромная. Однако, к сожалению, даже металлурги с их прибылями нынче ощущают дефицит оборотных средств. Вот и получается, что желающих заказать преобразовательную технику много, но…

Желание потенциальных заказчиков не всегда совпадает с их возможностями. Хотя применение полупроводниковых устройств уменьшает потребление электроэнергии до 50% (!). Той самой электроэнергии, на выработку которой в Украине продолжают затрачивать миллионы тонн условного топлива и миллиарды кубометров импортного газа. Заколдованный круг? Кем? Не пора ли этот круг разорвать? Ведь энергозависимость — это не приговор, а только диагноз…

Александр АБЛИЦОВ (Запорожье)