2005-06-07

"Сегодня мы не готовы к аукционной системе предоставления лицензий"

Лизун Степан Алексеевич12 мая Указом Президента Украины Первым заместителем Министра охраны окружающей природной среды Украины назначен Степан Лизун, который будет курировать вопросы недропользования, топографо-геодезической и картографической деятельности.

С какими проблемами и сложностями столкнулся Первый заместитель министра, какие первоочередные задачи будет решать в новой должности – об этом и о другом С.Лизун рассказал корреспонденту GEOnews.com.ua.

Степан Алексеевич, будет ли возвращен геологической службе статус Государственной, и какие функции она будет выполнять в составе министерства?

Да, геологическая служба будет государственной. Вообще, будет 2 службы – Государственная геологическая служба и Государственная геодезическая служба, которые будут подчинены Министерству, и согласно разделению я буду курировать эти вопросы.

Какие функции геологическая служба будет выполнять? Безусловно, те, которые она имела. Прежде всего, это регулирование вопросов недропользования в соответствии с государственной политикой, и, безусловно, обеспечение приростов ресурсов, то есть выполнение госзаказа по приросту запасов полезных ископаемых буквально всего спектра, который имеется в Украине. То есть мы работаем в сфере недропользования по схеме государственного заказа приростов, которые переходят в государственные запасы и выставляются, соответственно, либо на конкурсы, либо на тендеры и т.д.

Сейчас много говорится об аукционах. Каково лично Ваше убеждение – можем ли мы выставлять месторождения на аукционы?

По моему мнению, мы не готовы сейчас к аукционной системе предоставления лицензий, вернее – специальных разрешений на геологическое изучение и использование недр. Чтобы проводить аукционы, недостаточно иметь «что-то», определенное нашим Министерством (Министерством охраны окружающей среды – прим. авт.). Необходимо иметь упорядоченную систему законодательства в государстве. Когда я работал в «Нафтогазе» (НАК «Нафтогаз Украины» – прим. авт.), мы участвовали в тендерах в Ливии, Египте, Эмиратах, и я «живьем» увидел, что такое тендер.

У нас сегодня везде слышно – «давайте аукционы!» Ну, давайте. Но на сегодняшний день мы по сути не имеем, что продавать. Для того, чтобы, к примеру, продать эту ручку, мы должны ее подготовить. Сегодня то, что продается, особенно в нефтегазовой сфере – это ничто! Подготовленного месторождения никто не имеет. И если в сфере твердых полезных ископаемых были, допустим, подготовленные месторождения (оценка запасов, и в соответствии с этим можно оценить их стоимость), то в нефтегазовой отрасли – совсем другое дело. То есть, сегодня нет реальных месторождений, которые можно выставлять на аукцион. Их нет!

Государство должно вложить очень много средств, чтобы выставить объект в таком виде, в каком их выставляют за рубежом. То есть сформировать объемное представление о каком-то месторождении, чтобы можно было сказать «Вот оно. Купите! Вот пласты продуктивные, вот, скажем, потенциально продуктивные…» А вы, когда купите информацию, уже оценивайте и продавайте.

На сегодняшний день такого нет.
Поэтому я считаю, что один из путей – это внедрение конкурсов, тендеров  по новым месторождениям, например, нефтегазовым. Мы готовим перспективные структуры за государственные средства и выставляем их на конкурс. Тот, кто побеждает, должен вернуть государству его затраты (не такие уж и большие – это первые сотни тысяч гривен). А тогда уже победитель разрабатывает все, что считает нужным, в соответствии с правилами, нормами и т.д.
Хотя, если мы начнем за государственные средства идти путем подготовки объектов – этот процесс будет очень длительным, финансово емкостным, а мы сегодня к этому не готовы.

...А месторождения, которые сегодня залицензированы? Представляете, какой получается нонсенс? Государство вложило в разведку месторождения, определенное предприятие вложило средство в разработку месторождения, а теперь, когда срок лицензии закончился, его предлагают выставить на аукцион, где кто-то просто это месторождение перекупит… Разве это аукцион?
Мы должны идти шаг за шагом. И я начинал бы с конкурсов. А к системе аукционов мы перейдем, когда будут подготовленные для этого объекты. Вот такое мое видение.

С какими проблемами Вы столкнулись, вступив в новую должность? Какие первоочередные задачи  будете решать?

Прежде всего, необходимо эту структуру привести в порядок. Ведь что произошло? Была разрушена достаточно наработанная система. Не могу сказать, что она была идеальной. Но с 2000-го года, когда Ющенко возглавлял Правительство, мы наработали достаточно интересные взгляды, в частности, на Первом съезде геологов (помните, он прошел в таком приподнятом настроении) была разработана концепция реформирования отрасли. Она была достаточно взвешенной. Но, когда мы стали ее внедрять, вдруг возникло какое-то сопротивление, и потом все развалилось. Но факт остается фактом: все, что было собрано в бывшем Министерстве экологии, работало, с теми или иными недостатками (критиковать можно все!), достаточно эффективно как в части бюджетных средств, так и в части лицензирования. Мы не имели проблем с приостановлением деятельности предприятий, мы не имели проблем с открытием криминальных дел в связи с незаконной добычей полезных ископаемых на участках с непродленными лицензиями и т.п. То есть система работала, мы все отслеживали и стремились развиваться.

Далее. Мы фактически уже подготовили новую концепцию лицензирования, но ее не удалось довести до ума, потому что кому-то понадобилось реформировать  Министерство, выделить Комитет (Государственный комитет природных ресурсов Украины – прим. авт.). Вы  знаете, чем это реформирование на сегодняшний день закончилось. И сейчас снова необходимо все привести в рабочее состояние.

Ситуация очень сложная. Финансирование сегодня в Министерстве охраны окружающей природной среды, предприятия – в Комитете, который еще не ликвидирован, а ответственность уже лежит на Министерстве. Таким образом, мы оказались в сложной ситуации разрыва – предприятия там, средства здесь и ответственность здесь.

И вот первое мое задание – привести эту систему в движение. Перевести в состав Министерства предприятия, провести определенную кадровую политику, поскольку я считаю ненормальным, когда, например, люди, далекие от геологии, руководят геофизическими предприятиями.

Следующий вопрос – это вопрос лицензирования. Каким образом этот процесс разблокировать, сделать его цивилизованным и хотя бы сейчас не останавливать предприятия с просроченными лицензиями?

Третий вопрос – вопрос инвестиций, и, безусловно, вопрос НАКа «Надра Украины», где проводится так называемая «инвестиционная» деятельность.
У меня по Компании очень много вопросов, больше, чем ответов. Краткий анализ показал, что она далека от идеала.

Мне назывались инвестиции за прошлый год – 47 млн. грн. Выглядит это очень симпатично. Смотрю далее – вся продукция, даже после уплаты налогов, достигает около 60-70 млн. долларов. Инвестиции – 47 млн. грн, а инвесторы получили практически такой же эквивалент, только в долларах! А что пришло в Компанию? – В Компанию пришло менее 10 млн. грн! – А остальное – где? – Остальное – у инвесторов! – А почему так? – А так составлены договора!
Минуточку, это же государственная Компания! Почему не обращались к государству, почему не было правительственных решений? Да потому, что руководству Компании это неинтересно. Вот это следующая серьезная задача, которую нужно решить.

Далее нужно думать, каким образом нам строить стратегию, каким образом строить политику в системе недропользования.
Ну, и также вопросы рентных платежей, платежей за геологоразведочные работы. Все это, бесспорно, очень важно, и я буду этим заниматься.

Какое значение в Министерстве будет иметь научное сопровождение геологической отрасли?

Министерство обеспечивает научное сопровождение не только геологической отрасли, но и природопользования в целом. Сегодня Министерству принадлежит 8-10 институтов, которые достаточно полно обеспечены кадрами, имеют в своем штате достаточное количество докторов и кандидатов наук и высокий научный потенциал. А что касается геологической отрасли, то основное научное обеспечение осуществляет мощный УкрГГРИ (Украинский государственный геологоразведочный институт – прим. авт.) – научное учреждение со старыми, добрыми традициями. Насколько помню, науке «дали» около 30 млн. грн. Я думаю, что это серьезное обеспечение, чтобы готовить достойное научное сопровождение.

В Министерстве есть отдельная научная программа, которая будет финансироваться из двух источников – из бюджета Министерства и из природоохранного фонда. Я считаю, что на сегодняшний день нужно будет пересмотреть эту программу, возможно, скорректировать кое-где. Но в целом, по моему мнению, такое обеспечение отвечает и требованиям, и потребностям, которые есть и в геологической отрасли в частности, и в Министерстве в целом.

Татьяна Зурьян, GEOnews.com.ua
24 мая 2005