2005-05-10

Сдвижки по фазе

Большинство техногенных катастроф и аварий принято списывать на халатность людей. Столкновение автомобилей - водители не справились с управлением, обрушение аквапарка - архитектор допустил инженерные ошибки, поезд сошел с рельсов - традиционно виноват стрелочник. И только группа ученых из Московского государственного горного университета видит в этих явлениях не человеческий фактор, а влияние геологических процессов в недрах и на поверхности Земли.

Специалисты Центра геодинамики недр МГГУ исходят из того, что вся наша планета состоит из подвижных плит и блоков разной величины, формы и глубины. Одни блоки поднимаются, другие имеют тенденцию к опусканию, третьи двигаются горизонтально. То отъезжают, то напирают на своих соседей. При этом на границах блоков, которые традиционно именуются разломами, создаются зоны повышенного напряжения. Оно способно менять рельеф местности, расшатывать здания, деформировать монолитные рельсы, рвать газо- и нефтепроводы. В отличие от большинства своих коллег-геологов сотрудники Центра геодинамики недр (ЦГН) уверены в дискретности движения блоков - не 2-миллиметровое поднятие за целый год, а рывки за считанные мгновения. Поэтому породы, материалы, строения и люди не успевают адаптироваться к этим трансформациям.

“На участке Березайка-Бологое, где железную дорогу Санкт-Петербург- Москва пересекает активный разлом, произошло около десяти аварий, в том числе несколько крушений пассажирских поездов, - поясняет один из авторов теории, доктор технических наук Ирина Батугина. - Мы выявили там постоянное деформирование железнодорожного полотна и асимметричное искривление мостового отверстия под ним, то есть верные признаки влияния разлома”.

По мнению специалистов ЦГН, через разломы на поверхность Земли проникают электромагнитные волны вихревого характера. Пока толком неизвестно, как они влияют на человека, но замечено, что на пересечении разломов и автомагистралей аварийность резко возрастает. Ирина Батугина считает, что положение водителя, попавшего в зону активного влияния разлома, аналогично положению оператора при биолокации. Только здесь руль выполняет функции «рамки» и может непроизвольно поворачиваться в руках водителя. Авария гарантирована.

“Мы знаем и другие примеры того, как геодинамически активные зоны влияют на человека. И даже добились отмены строительства больницы в поселке Малино Московской области. Ведь по территории стройки проходит разлом. Нетрудно допустить, что в момент его активизации скальпель в руках хирурга может превратиться в “рамку” - только на мгновение, но его достаточно для неудачной операции”.

Впрочем, человечество тоже влияет на земные недра через разломы, и это влияние также не слишком положительное. Геологи МГГУ составили “Карту геодинамического районирования Московской области” и в числе прочего выяснили, что 25 крупных свалок находятся в непосредственной близости от границ блоков. Это означает, что вся “грязь” во главе с тяжелыми металлами, фенолами и нефтепродуктами беспрепятственно поступает в многокилометровую геологическую толщу, а возвращается к нам с реками, ручьями и артезианской водой. Так что желающим купить или построить дом в безопасном участке Подмосковья есть прямой смысл обзавестись картой, составленной ЦГН.

Когда в товарищах согласья нет

Однако у коллег-геологов выводы сотрудников Центра геодинамики недр отклика не находят. Теория их очень неудобная, мешающая возводить здания по всей Москве и Московской области, где на “строительный кон” поставлены огромные деньги. Особенно разногласия геологических школ проявляются тогда, когда на горизонте маячит какой-нибудь госзаказ. Вот и сейчас мэр Москвы дал задание научно-техническому совету Москомархитектуры подключить широкие слои научной общественности и детально выяснить геологическую ситуацию столицы. Этому было посвящено последнее заседание НТС. Директор Института геоэкологии РАН Виктор Осипов максимально успокоил присутствующих словами: “Территория города в новейшее геологическое время развивается как типичная платформенная область. Поэтому нет никаких оснований говорить о возможных сильных сейсмических явлениях или развитии здесь активных разломов с большими амплитудами смещений”. Незамедлительно вслед за ним кафедрой завладел заместитель гендиректора ГФУП “ВНИИГеофизика” Венедикт Ерхов. Он, напротив, настаивал на том, чтобы изучать территорию Москвы сейсморазведкой (словно речь идет о Ташкенте) с установкой по улицам столицы вибрационных и импульсных источников. А потом слово взял директор ЦНИИ оснований и подземных сооружений им. Герсеванова Вячеслав Ильичев и разом дезавуировал академический подход к проблеме: “Геофизика совершенно не годится для обоснования строительства. Я в свое время попытался выяснить у своих коллег в Алма-Ате, как они одно высотное сооружение построили на месте активного разлома. Оказалось, что решение проблемы было предельно простым - постановлением высшей власти республики этот разлом заблаговременно “перенесли” на 150 метров от места строительства”. Получается, что если взять на вооружение казахский опыт, то опасные для строительства зоны можно “удалить” со стройплощадок в приказном порядке. А если вся территория столицы попадет под зону риска, то и вовсе перенести ее в какой-нибудь другой город.

Червяки и другие животные

Помимо всяких строительных сложностей проблема, создаваемая разломами, в том, что это зоны полуразрушенных пород - рыхлые и с повышенной проницаемостью. Через них на поверхность Земли поднимаются газы, и все живое на планете чувствует это достаточно остро. В результате полевых исследований, которые ЦГН проводил совместно с биологами, выяснилось, что почти все подземные обитатели стремятся отползти подальше от разломов, только черви живут там припеваючи. Но самая большая неприятность в том, что из глубин через разломы просачивается радон - радиоактивный газ, рождающийся в результате распада природного урана, которого полно во всех почвах, горных и вулканических породах. Радон - газ, он попадает в дыхательные пути человека и, по данным западных медиков, способен вызывать рак легких так же активно, как сигаретный дым. Кроме того, радон прекрасно растворяется в воде, так что сплошь и рядом мы пьем и используем в быту воду, насыщенную радоном. А он, между прочим, накапливается в стенках желудка, в жировой ткани, в селезенке и жировых надпочечниках. Считается, что безопасная среднегодовая доза облучения составляет 1,3 миллизиверта, однако в районах с повышенным содержанием радона эти дозы могут быть значительно выше. Ученые подсчитали, что один прием такого “радонового” душа - и доза в 50 миллизиверт обеспечена. Так что зоны разломов уже практически всеми специалистами признаются геопатогенными, то есть угрожающими здоровью больших групп людей. А пока сотрудники Центра геодинамики недр борются за одного человека. За главного конструктора аквапарка “Трансвааль-парк” Нодаре Канчели. Прокуратура Москвы перевела его из свидетелей дела в обвиняемые, сочтя, что причиной обрушения купола аквапарка стали конструкторские ошибки. Представители ЦГН уверены в том, что главной причиной трагедии является неудачный выбор места для “Трансвааля” - на краю опасного разлома. Сейчас они работают над научным обоснованием своей гипотезы и собираются ходатайствовать о снятии с Канчели всех обвинений до суда.

Опасная зона!

1. Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Санкт-Петербург—Москва. На проектируемой трассе есть ряд участков, на эксплуатацию которых границы блоков могут оказать самое негативное воздействие. На отрезке от Зеленограда до Клина ВСМ проходит по границе участков разнойтектонической напряженности. А в районе самого Клина находится целый узел стыковки границ разных блоков, так что для избежания аварийности здесь потребуются более тщательные геодинамические исследования и эксклюзивный подбор стройматериалов.

2. Южный водозабор (ЮВЗ). В Москве и области реально существует проблема питьевого водоснабжения. Постановлением правительства РФ изыскиваются запасы подземных вод, в том числе и в Приокском месторождении. Проблема в том, что практически все сооружения ЮВЗ находятся на участке разлома Серпухов—Ступино, где зафиксированы аномально скоростные движения земной коры. При этом техногенная нагрузка на разлом Серпухов—Ступино все время возрастает: вырубка лесов, освоение пойменных земель, землечерпальные работы, добыча гравия со дна Оки, строительство мостов и т.д. В результате территорию вокруг разлома в ближайшее время ждут оползни, активизация карстовых явлений, подмыв склонов и прочая эрозия. Если учесть, что западная оконечность разлома доходит до Обнинска, где есть АЭС, то в случае аварии на станции область загрязнения распространится на многие километры разлома, в том числе и по Южному водозабору.

3. Промышленность Подмосковья. Вблизи разломов высокой степени опасности (4—5 баллов) расположены города Чехов (полиграфический комбинат), Коломна (производство стройматериалов, оптико-механическое предприятие), Серпухов (электротехника и приборостроение), Ступино (деревообрабатывающая промышленность), Кашира (энергетика, машиностроение). К разломам средней степени опасности (3 балла) приурочено месторасположение Орехово-Зуево (производство фарфора, сельскохозяйственное машиностроение), городов Электросталь (металлургия, машиностроение, полиграфия), Химки (машиностроение), Долгопрудный (химико-лесной комплекс).