Одна из основ металлургии — коксующийся уголь — останется дефицитным еще в течение нескольких лет
Угольная тематика, в связи с недавней аварией на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области, в последнее время не сходит с первых полос СМИ и занимает существенную часть новостных выпусков телеканалов. И все чаще нам приходится слышать различные буквенные обозначения углей. Далеко не каждый способен понять, почему, несмотря на произошедшую на шахте трагедию, собственники заявили, что предприятие будет восстановлено. Ответ очевиден: на рынке ощущается нехватка коксующихся углей, которые добывались на взорвавшейся шахте.
Фабрики кокса
На территории Сибирского федерального округа угли представлены тремя типами: бурыми (55,1 %), каменными (44,3 %) и антрацитами (0,6 %). Коксующиеся угли, составляющие 45,7% от балансовых запасов каменных углей категории А+B+C1, сосредоточены в Кемеровской области (89,8 %), Красноярском крае (4,1 %), Республике Тыва (3,0 %) и Иркутской области (2,1 %). В зависимости от сочетания технологических свойств, угли различных кодовых номеров объединяют в технологические марки, группы и подгруппы. Используется более десяти технологических марок, наименования которых аналогичны промышленной классификации.
В целом же рынок угля делится на две части: энергетические и коксующиеся угли. Энергетические служат топливом для различных электростанций, коксующиеся — сырьем для производства металлургической продукции. Энергетические марки включают как каменный, так и бурый уголь. Коксующимся может быть только каменный.
Коксующиеся угли перерабатывают в металлургический кокс — твердый остаток, образующийся путем высокотемпературного (900–1 100 °C) разложения каменного угля без доступа воздуха. К ним относят угли марок «Г», «Ж», «К», «ОС», обладающие наибольшей спекающей способностью (переход при нагревании без доступа воздуха в пластическое состояние с последующим образованием связанного нелетучего остатка). Металлургический кокс можно получить только из углей марки «К» или из смеси других марок, приближенных к ней по свойствам.
После добычи на шахтах и разрезах коксующийся уголь нуждается в переработке, которую осуществляют обогатительные фабрики. Продукцией этих фабрик является концентрат угля, который поставляется потребителям. Основными поставщиками коксующегося угля и его концентрата являются структуры вертикально интегрированных компаний, которые объединяют в себе мощности по добыче и переработке. В некоторых случаях поставка угля может осуществляться непосредственно с разрезов и шахт, поставка концентрата, соответственно, — с обогатительных фабрик. Типичным примером может служить Группа «Белон», у которой в 2006 году при собственном объеме добычи коксующихся углей в 1,2 млн тонн, объем переработки рядовых углей составил 4,3 млн тонн, а объем производства угольного концентрата — 3 млн тонн (все данные предварительные).
Из полученного в результате переработки рядового угля и угольного концентрата металлургические комбинаты и коксохимзаводы производят кокс.
Под литерой «Ж»
В последние годы благоприятная мировая конъюнктура рынка металлов, а также рост экономик ряда стран
Нехватка углей «Ж» и «К», кроме всего прочего, обусловлена выходом из строя нескольких шахт в Воркуте и Кузбассе, на которых раньше добывались эти марки. Кузнецкий угольный бассейн покрывает более 85% объемов добычи коксующихся углей внутри страны. Печорский (Воркута)
Выход есть
Частичным выходом из этой ситуации является простая замена высококачественного угля на угли других марок, что и происходит сейчас. Серьезным подспорьем в этом деле является строительство новых обогатительных фабрик. Только за последние два года на Кузбассе было запущено несколько фабрик общей мощностью более 16 млн тонн в год. Если всем инвестпланам по строительству новых мощностей суждено сбыться, то в ближайшие три–четыре года объем перерабатывающих мощностей Кузбасса увеличится вдвое. Пуск фабрик наряду со строительством новых шахт и разрезов позволит снизить дефицитную остроту, но не ликвидирует ее.
Решить проблему поможет разработка Элегестского месторождения в Республике Тыва. Там сосредоточены ценные марки коксующихся углей. Утвержденные запасы составляют 288 млн тонн, и после проведения доразведки они могут быть увеличены до 900 млн. На его разработку необходимо 15,4 млрд рублей, проектом предусмотрено строительство и двух обогатительных фабрик и трех шахт производственной мощностью 4 млн тонн в год каждая. Проблема в том, что до введения в действие железной дороги добываемый уголь в объеме 2 млн тонн в год после его обогащения планируется вывозить автомобильным транспортом по федеральной трассе
22 марта этого года комиссия по инвестиционным проектам правительства РФ одобрила в полном объеме заявку «Енисейской промышленной компании» на финансирование проекта за счет средств Инвестиционного фонда РФ в объеме 98,8 млрд рублей. Напомним, что ранее подобная заявка на 52,24 млрд рублей уже получала положительную рекомендацию от комиссии, но не была окончательно одобрена. Если в соответствии с планами строительство дороги будет завершено к 2012 году, то Тывинский угольный проект станет одним из главных векторов развития отрасли и позволит устранить дефицит кокса.