2005-04-19

Розы и соль <BR>Вы не знали? В шахтах Донетчины еще и поют

СИЛА И СТРАСТЬ ВИКТОРИИ ЛУКЬЯНЕЦ. ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКОВ Национальной опере Украины состоялась презентация музыкального проекта «Соляная симфония в Киеве».

У парадного входа в театр и на сцене были выложены соляные мозаики, украшенные живыми бордовыми розами. Как сказали организаторы вечера, — чтобы чуть-чуть приблизить публику к атмосфере, которая царила полгода назад в шахте Соледара, когда впервые в мире прошел концерт на глубине 288 метров.

— Большинство людей само слово «шахта» пугает, — подчеркнула музыковед и менеджер проекта «Соляная симфония» Юлия Шпортько. — Не много желающих вы найдете, которые бы хотели спускаться глубоко под землю (если вы, конечно, не шахтер или экстремал). Но соляные шахты, в отличие от угольных, безопасны. Соль сама себя держит, залегая пластами, и никаких взрывов там не бывает. В соляных шахтах не только очень красиво, но легко дышится. Там постоянная температура воздуха круглый год (плюс 14 градусов).

ТРИУМФАТОРЫ ВЕЧЕРА В октябре прошлого года в шахте Соледара (объединения «Артемсоль») на глубине 288 метров под землей состоялся уникальный концерт. Многие жители Донецкой области, живя рядом, не знают об удивительном месте — этом зале с потрясающей акустикой. Играл Донбасский симфонический оркестр под управлением австрийского дирижера и композитора Курта Шмида, который уже несколько лет является художественным руководителем этого коллектива. Выступили прима Венской оперы, народная артистка Украины Виктория Лукьянец и молодые оперные певцы Анна Братусь и Евгений Удовин, которые ныне учатся в Донецкой музыкальной академии. Эти же артисты презентовали второй концерт соляного цикла в Киеве.

Нынешняя программа состоит из произведений итальянской, украинской и австрийской музыки, — прозвучат шедевры классики. Мы решили поэкспериментировать и пригласили выступить балет «А-6». В Киеве мы проводим не просто концерт, а светский раут, пригласив на вечер австрийских и украинских бизнесменов, политиков, дипломатов, деятелей культуры, представителей СМИ. Инициатива принадлежит Международному фонду «Первая скрипка».

Ждали на это мероприятие и Президента Украины В. Ющенко, но минут за 15 до начала вечера охрана стала размонтировать «рамки», и бдительные секьюрити покинули помещение. Но отсутствие официальных лиц нисколько не испортило настроения гостей «Соляной симфонии». Было шумно и демократично. Собравшихся перед концертом угощали кофе, вином, соками, пирожными и предлагали ознакомиться с творчеством современных художников. А когда прозвучал третий звонок, публика заполнила зал. Благо, препон не было, и галерка комфортно расселась на VIP-места.

Неожиданно на сцене появился дирижер Курт Шмид. Он спустился с колосников в лебедке под шум отбойных молотков (на голове — оранжевая каска проходчика со светящейся лампочкой, а в руке — дирижерская палочка). Маэстро поднимает руки — и начинает звучать прекрасная музыка: увертюра к опере «Сила судьбы» Дж. Верди. Шоу началось…

Большинство зрителей с нетерпением ждали выступления оперной примадонны Виктории Лукьянец. И певица не разочаровала их ожидания. Ее голос силен и страстен, богат целой палитрой оттенков. Видя ее хрупкую фигурку, поражаешься: откуда берется эта мощь? Сколько души и сердца Виктория вкладывает в каждую фразу, слово! Свой первый номер «Аве Мария» певица посвятила памяти педагога Ивана Палыводы, умершего недавно. Прозвучала и партия Виолетты из «Травиаты» — знаковой оперы в судьбе Лукьянец. С этого вердиевского произведения, блестяще исполненного на Зальцбургском фестивале, начался ее триумф по ведущим оперным театрам мира. Виктория выступала с великими певцами современности: с Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерасом. Сегодня украинская оперная прима и сама является суперзвездой. Несмотря на мировую славу, певица остается все такой же милой, доброжелательной. Ее гастрольный график расписан на несколько лет вперед, но Виктория пытается хоть на пару дней приехать на родину, чтобы выступить перед украинской публикой (интервью с певицей читайте в ближайших номерах «Дня»).

Виктория Лукьянец задала тон вечеру, подняв его планку. Пытались ей соответствовать и ее молодые коллеги Анна Братусь и Евгений Удовин. А вот выступления танцоров из балета «А-6» вызвало недоумение у многих зрителей. Хоть их и представили как «прекрасный коллектив современного танца», но все же это довольно рискованная идея — соединить в одну программу высокое искусство и пляски, подходящие больше для сцены варьете или ресторана. Согласитесь, что зажигательный канкан плохо «вяжется» с каватиной Амины из «Сомнамбулы» или «Аве Мария»...

Завершался концерт «Австрийско-украинским маршем дружбы», специально написанным К. Шмидом. Прощаясь со зрителями, дирижер сказал: «Я рад, что уже несколько лет работаю в Украине, которая богата на культурные традиции. В Украине я нашел вторую родину. У нашего Донбасского симфонического оркестра большие творческие планы, а впереди турне по Европе с программой «Соляная симфония».

На память об этом вечере публика уносила домой сувениры — похожие на хрусталь кусочки соли из Артемовских рудников.