2007-04-04

Россия. Вулканологи обнаружили гигантский кратер супервулкана на Камчатке

По сообщению журнала "Наука и жизнь", ученые из Института вулканологии и сейсмологии дальневосточного отделения РАН обнаружили гигантский кратер супервулкана на полуострове Камчатка.

Супервулканы представляют собой гигантские полости под земной поверхностью, непрерывно заполняющиеся поступающей из недр Земли магмой. Создающееся давление способно вызывать извержение, мощность которого в десятки тысяч раз превышает любое из известных современных вулканических извержений. На поверхности земли присутствие супервулканов определяется по кальдерам - гигантским кратерам, возникающим в результате проседания магматического очага.

Открытая кальдера представляет собой гигантский овал протяженностью около 35 километров. Начинается она в верховьях реки Паратунки и заканчивается за Банными термальными источниками. Ученые считают, что эти источники, в частности, подогреваются теплом древнего супервулкана.

По словам ученого секретаря Института вулканологии и сейсмологии Владимира Леонова, до настоящего времени о существования подобных геологических образований на Камчатке известно не было.

Кальдеры супервулканов в последнее время вызывают повышенный интерес вулканологов всего мира. Самой известной является Йеллоустонская кальдера, размером 45 на 30 километров.

"По геологическим данным, извержения супервулкана происходили там с интервалом порядка 640 тысяч лет. Со времени последнего извержения прошло как раз около 640 тысяч лет, и если в работе супервулкана не произошло изменений, то можно ожидать нового мощного извержения", - сказал Владимир Леонов.

Последнее извержение супервулкана на планете происходило около 74 тысяч лет назад в том районе, где сейчас находится Суматра. Средняя температура в северном полушарии упала тогда на 21 градус и, по мнению некоторых исследователей, все живое в результате вымерло, отбросив эволюцию на два миллиона лет назад.

Полит.ру