Проблемы лицензирования в области недропользования обсуждались сегодня на межотраслевом семинаре-совещании в Уфе. В нем приняли участие представители Управления по недропользованию по РБ, Минэкологии РБ, республиканских управлений Росприроднадзора, Ростехнадзора и Роспотребнадзора, Камского бассейнового водного управления, Союза экологов республики, а также геологи и инженеры предприятий-недропользователей, геологических и проектно-изыскательных организаций.
– Вопросы лицензирования деятельности, связанной с разведкой и добычей полезных ископаемых, были, есть и будут актуальными в нашей стране, поскольку в России недра, водные, лесные ресурсы, земля являются объектами самостоятельного законодательного регулирования, – считает заместитель начальника Управления по недропользованию по РБ Александр Чернов.
Особенность нашей страны в том, что недра у нас находятся в собственности государства. Они не подлежат продаже, либо передаче кому-либо за исключением случаев предоставления в пользование посредством лицензирования. В большинстве других стран дело обстоит иначе.
– Например, в Канаде, – рассказывает Александр Лаврентьевич, – владелец земли имеет право на пользование всеми недрами, которые расположены на его участке. При этом он может добывать полезные ископаемые до бесконечной глубины – то есть до самого ядра планеты. У нас же дело обстоит иначе. Земля, вода и полезные ископаемые регулируются отдельно. А у тех участков недр, которые предоставляются в пользование, устанавливаются определеннее границы по площади и глубине.
Основным законодательным документом в области лицензирования пользования недрами в нашей стране является Закон РФ "О недрах", принятый 21 февраля 1992 года и к нашему времени претерпевший ряд существенных изменений.
– Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июня 1992 года было утверждено также Положение о порядке лицензирования пользования недрами, – говорит начальник отдела лицензирования Башнедра Людмила Бабишева. – Однако этот документ в отличие от Закона РФ "О недрах" не редактировался. Поэтому многие его пункты к настоящему времени уже устарели, и использовать его можно лишь в той части, в которой он не противоречит Закону. Например, в Положении подробно прописаны особенности лицензирования водных объектов и проведения аукционов, чего нет в Законе. Помимо Закона и Положения, нормативно-правовая база в сфере недропользования представлена и другими документами. Наибольшее значение среди них имеют приказы Минприроды РФ, которые утверждают порядок рассмотрения заявок на лицензирование отдельных направлений – пользования водными объектам, геологического изучения недр и других.
В регионах полномочия в области лицензирования недропользования распределены между субъектами федерации и Федеральным агентством по недропользованию. В ведении субъектов находятся общераспространенные полезные ископаемые и участки недр местного значения. Остальные полезные ископаемые находятся в ведении федерального центра.
По набору полезных ископаемых наша республика не имеет аналогов среди остальных регионов Поволжья и Урала. Если северные районы Башкортостана обязаны своим благополучием открытию нефтяных месторождений, то Башкирское Зауралье богато медноколчеданными рудами.