2005-06-09

Россия. Участники Витимской экспедиции намерены исследовать кратер Колпакова

Экспедиция к месту падения Витимского метеорита намерена исследовать еще один удивительный феномен на севере Иркутской области - кратер (или конус) Колпакова. Об этом Телеинформу сообщил научный руководитель экспедиции по астрономической части, директор астрономической обсерватории ИГУ, кандидат физико-математических наук Сергей Язев.

Сергей Язев рассказал, что кратер был открыт иркутским геологом Вадимом Колпаковым во время геологического маршрута в 1949 году.

- После сообщений в печати о первой экспедиции на место падения болида, Вадим Колпаков, ныне проживающий в Москве, написал письмо в Иркутск с предложением совместить объекты исследований, - рассказал Сергей Арктурович.

Сергей Язев и научный руководитель Витимской экспедиции по геохимической части Виктор Антипин в 2004 году побывали в Москве и встретились с первооткрывателем. Колпаков рассказал об открытом им конусе, показал его на карте, пояснил, как лучше добраться до места. “Престарелый геолог, которому сейчас 81 год, был готов снова ехать на север Иркутской области, чтобы посмотреть на кратер, открытый им 56 лет назад!” - говорит Сергей Язев.

Кратер Колпакова, находящийся на склоне горы, представляет собой необычное образование, напоминающее конус вулкана. “Высота конуса - около 70 метров, диаметр горизонтального верхнего среза примерно такой же, – рассказывает Сергей Арктурович. - Но самое удивительное, что на вершине конуса находится кольцевой вал, внутри которого расположено углубление в виде воронки. В центре воронки Колпаков обнаружил куполообразную центральную горку - как во многих лунных кратерах. Конус сложен из раздробленных известняковых глыб с резкими и острыми краями”.

Сам Вадим Колпаков считает, что странное природное образование, равных которому в мире нет, возникло вследствие падения сверхплотного метеорита, пробившего в породах земной коры глубокий канал и раздробивший известняки на глубину в сотни метров. Затем подземные воды, заполнившие полости между дроблеными плитами, замерзая и растаивая, выдавили из канала обломочный материал, образовав огромный конус на склоне горы.

Сергей Язев убежден, что ученые имеют дело с “удивительным, уникальным явлением”. Природа конуса Колпакова пока неизвестна, а систематические исследования за полвека, прошедшие с момента его открытия, до сих пор не проводились. “Кроме габаритов конуса, об этом странном образовании ученые почти ничего не знают”, - сообщил Сергей Арктурович.

Руководители экспедиции наметили программу исследований, которые помогли бы прояснить природу конуса Колпакова. Напомним, что экспедиция стартует в начале августа.

ИА "БайкалИнформ"