2007-06-05

Россия. ТНК-ВР вложит 2,5 млрд долларов в разработку Уватского месторождения

ТНК-BP в 2017 году планирует довести добычу на шестнадцати лицензионных участках группы Уват на юге Тюменской области до 10 млн. т, рассказал вчера на презентации проекта в Тюмени вице-президент российско-британского холдинга Виктор Благовещенский. В их разработку в ближайшие три года компания планирует вложить около 2,5 млрд. долл. Это на порядок больше, чем затраты у конкурентов в Западной Сибири, однако при нынешних ценах на нефть ТНК-BP рассчитывает окупить вложения за девять лет.

Первые нефтеносные участки на Увате, например Урненское месторождение, были открыты еще в 1970 году, а промышленная добыча нефти на Кальчинском месторождении, на котором уже сегодня добывается 1,45 млн. т нефти в год, стартовала в 1998 году. Однако тогда ввести масштабную добычу на нем показалось нерентабельным из-за низких цен на нефть, рассказал гендиректор «дочки» ТНК-BP компании «ТНК-Уват» Сергей Иванов. Вернуться к идее освоения на этих месторождениях компания решила в 2003 году. За последние три года она провела геологоразведку, потратив 500 млн. долл. и открыв к прошлому году в этом регионе восемь новых месторождений, четыре из которых – в 2006 году. На баланс ГКЗ по категории С1 пока поставлены запасы двух из них – Урненского и Усть-Тегусского, они в совокупности составляют 67 млн. т, а также Кальчинского месторождения (25 млн. т по категории С1 и 80 млн. т – балансовые запасы). По словам Виктора Благовещенского, общие балансовые запасы компании на всех 16 лицензионных участках Увата составляют 250 млн. т, сообщает РБК daily.

К моменту выхода на пик добычи ТНК-BP планирует потратить на Увате в общей сложности около 2,5 млрд. долл., окупить затраты планируется уже через девять лет даже при цене на нефть в районе 40 долл. В 2007 году начинается строительство магистрального нефтепровода длиной 264 км, который соединит Кальчинское и Усть-Тегусское месторождения. В эту трубу, а также в строительство дорог в районе месторождений планируется инвестировать 760 млн. долл. Наиболее масштабная часть расходов придется на 2008 год – около 1 млрд. долл. Параллельно в 2007–2008 годах планируется начать бурение семи скважин на Тямкинском месторождении. Если там обнаружат коммерчески привлекательные запасы, то добыча в рамках проекта может кратно вырасти, а в соответствии с этим и капиталовложения. Добываемую нефть планируется поставлять в систему «Транснефти». По словам Виктора Благовещенского, 70% сырья будет продаваться внутри страны, а 30% пойдет на экспорт. Уже к 2009 году на двух месторождениях проекта – Урненском и Усть-Тегусском – планируется добывать 1,5 млн. т нефти в год.

Власти Тюменской области в этом году заключили с ТНК-BP новое соглашение о совместной работе, согласно которому компания при разработке Увата получает льготы по налогу на прибыль до выхода на окупаемость проекта. Судя по всему, при разработке месторождений компания также не столкнется с проблемой утилизации попутного газа. Как объяснил директор департамента недропользования и экологии Тюменской области Сергей Прозоров, месторождения на Увате имеют малую газоносность – всего 18–20 куб. м газа на тонну нефти, что позволяет использовать этот газ лишь для внутренних нужд.

ТНК-BP не собирается ограничиваться уже имеющимися лицензионными участками в регионе. Сергей Прозоров пояснил, что только в этом году на аукционе планируется продать право на разработку 18 новых участков, примыкающих к Увату, причем на двух из них, расположенных в районе Восточно-Катысской площади, запасы по категории С3 составляют 30 млн. т, и эти лицензии продадут уже в четвертом квартале этого года. ТНК-BP интересны эти участки, говорят ее представители.

За них, как ожидает чиновник, могут побороться и конкуренты российско-британского холдинга, в частности «Славнефть» и особенно «Сургутнефтегаз». Последний сейчас разведывает три участка на Увате: Северо-Ютымский, Южно-Ютымский и Нелынский. Однако компанию Владимира Богданова могут отпугнуть высокие затраты на строительство инфраструктуры в регионе – сейчас на месте будущих месторождений нет ни дорог, ни линий электропередачи, а лишь непроходимая тайга и болота.

«УралПолит.Ru»