2012-01-25

Россия. Радарные изображения дюн на спутнике Сатурна позволили геологам выяснить, что же повлияло на их появление

Астрономы получили новые изображения песчаных дюн на Титане, спутнике Сатурна. Выяснилось, что состоящие из замороженных углеводородов дюны весьма похожи на земные и тоже бывают нескольких разных типов.

Это открытие сделано специалистами парижской исследовательской лаборатории LATMOS совместно с их коллегами из NASA при помощи радара на борту межпланетного зонда Cassini. «Изучение этих дюн, - говорит Николас Альтобелли, участник исследовательского проекта Cassini со стороны Европейского космического агентства, - объяснение того, почему они имеют именно такой размер, такую форму, почему они располагаются именно в тех местах, где мы их видим — позволяет нам лучше понять климат и геологию Титана».

Ученый добавил, что на спутнике Сатурна можно говорить о круговороте метана и этана, которые замерзают, тают и испаряются так же, как вода на Земле. Совершенно разные химические вещества ведут себя схожим образом, поэтому мы можем говорить не просто об изучении отдельно взятого небесного тела, а об поиске универсальных геологических закономерностей, справедливых для всей Вселенной. Или по крайней мере для объектов, где может существовать хоть какая-то жидкость и песок.

Какие именно закономерности удалось обнаружить на этот раз? Исследователи обратили внимание на то, что в южном полушарии Титана дюны меньше, а промежутки между ними шире. В северном полушарии спутника ситуация обратная, и при этом подобное разделение — но уже без привязки к широте и долготе — существует и на Земле. Дюны в Намибии или дюны в Омане (их снимки сопровождают официальное сообщение NASA) тоже выглядят по-разному: и это не простая случайность.

Геологам известно, что на размер песчаных дюн в первую очередь влияет количество песка. Но не просто любого песка, а песка, который сыпуч и легко перемещается: большие дюны возникают там, где достаточно велик слой песчаных отложений. В Намибии он меньше, чем в Омане и это видно даже из космоса именно по величине дюн. А в случае с Титаном работает тот же закон, но с одной небольшой поправкой: которая и обуславливает отмеченную учеными ассиметрию между северным и южным полушарием.

Южное полушарие Титана холоднее Северного и там чаще идут дожди (метановые, разумеется). Песок — который, по всей видимости и радарности, тоже состоит из замерзших углеводородов, постоянно пребывает в мокром виде и оттого имеет большую плотность. Следовательно, хуже перемещается и формирует меньшего размера дюны.

Несмотря на то что даже второй автоматический зонд к Титану удастся послать еще не скоро и по самым оптимистичным расчетам полетит он не раньше 2020 года, открытие ученых далеко не бесполезно. Изучая небесные тела с совершенно иным химическим составом и иными физическими условиями мы существенно расширяем наши представления о том, как могут выглядеть иные миры. Возможно, это даже поможет со временем в поиске каких-то совершенно иных форм жизни: сейчас гипотеза о существовании на Титане живых организмов относится к числу маргинальных, но при этом и не попадает в откровенно псевдонаучные теории. Накопление знаний о геологии и климате холодных метановых миров может внести в этот вопрос ясность или даже указать нам на то, где следует искать жизнь, устроенную по совершенно иному принципу.

"Московские Новости"