Разведанные запасы нефти и газа на суше истощаются, а спрос на них в перспективе будет только расти. Чтобы сохранить конкурентное преимущество России на глобальном рынке энергоресурсов, необходимо в самые короткие сроки начать освоение углеводородов российского шельфа. «Газпром» и другие нефтегазовые компании готовы к запуску подобных проектов, дело за малым — осталось «поправить» российское законодательство.
По данным МПР, сейчас в разработке на суше находятся 75% российских месторождений нефти и газа, причем их выработанность достигает 50%. На очереди — месторождения континентального шельфа с ресурсом в 136 млрд тонн условного топлива (25% мировых запасов), причем 85% российского шельфа приходится на северные моря.
Его освоение потребует крупных стартовых вложений в геологоразведку, объекты производственной и социальной инфраструктуры, а также на строительство трубопроводных систем и терминалов. А мировая конъюнктура еще больше раскручивает виток цен. По словам замначальника Департамента по добыче газа, газоконденсата, нефти ОАО «Газпром» Бориса Никитина, сейчас суточная ставка бурильной установки на Штокмановском месторождении составляет 400 тыс. дол., тогда как совсем недавно она не поднималась выше 80, то есть идет удорожание шельфовых работ в 5—6 раз в соответствии с ростом стоимости нефти.
Мировой опыт показывает, что для разработки крупных месторождений на шельфе обычно создается консорциум частных инвесторов, в том числе и иностранных, с обязательным участием госкомпании. В этом случае государство получает соответствующую долю прибыли и возможность влиять на наиболее значимые проектные решения. Например, в Норвегии переговоры ведет Нефтяной директорат (департамент правительства), а в качестве оператора и соинвестора выступает госкомпания «Статойл».
По прогнозам МПР, на освоение месторождений континентального шельфа потребуется около 35 млрд дол. бюджетных средств и порядка 70—110 млрд дол. привлеченных инвестиций. Однако действующая налоговая система, направленная на изъятие сверхдоходов, не стимулирует осуществление затратных проектов, а существующий режим недропользования не учитывает специфики работы на шельфе и поэтому неблагоприятен для привлечения инвесторов.
По мнению специалистов, одним из приемлемых для инвесторов способов предоставления в пользование шельфовых недр является особый налоговый режим Соглашений о разделе продукции (СРП), предусматривающий отсрочку всех налоговых платежей с начала реализации проекта вплоть до получения прибыли. У нас этот режим практически не используется вследствие несовершенства законодательной базы.
Депутатский законопроект, вносящий поправки в существующий Закон о СРП, уже полгода рассматривается правительством. Между тем от скорости его рассмотрения зависит начало освоения.