Россия опоздала с импортозамещением оборудования для работы на шельфе, нужна интеграция со странами, имеющими опыт в этой сфере, заявил вчера зампред правительства РФ Александр Хлопонин (цитата по «Интерфаксу»). Стран с таким опытом, не вводивших санкций против России, много, считает он.
Проблема импортозамещения оборудования для работы на шельфе возникла в прошлом году, когда США и ЕС запретили поставки технологий для работы на арктическом шельфе и на глубине свыше 150 м. В тот момент «Роснефть» и ExxonMobil как раз открыли месторождение «Победа» в Карском море, пробурив скважину «Университетская-1». ExxonMobil пришлось приостановить участие в проекте, бурение разведочных скважин было отложено. Затем США распространили санкции и на Южно-Киринское месторождение «Газпрома» (проект «Сахалин-3»), газ с которого участники проекта «Сахалин-2» планировали поставлять на третью очередь завода СПГ. Технологии для Южно-Киринского могут поставить всего четыре компании, три из которых американские: это FMC Technologys, Cameron, GE, а также норвежская Acker Solutions.
План импортозамещения в нефтегазовой отрасли Минпромторг подготовил в начале года (приказ подписан 31 марта), но результатов, о которых можно реально рассказать, пока нет, признает профильный чиновник одного из министерств. Быстрых результатов в импортозамещении оборудования для шельфа ждать и не стоит – по данным Минэнерго, локализация этих технологий находится в самом конце цепочки приоритетов. Минпромторг планирует снизить долю оборудования для шельфовых проектов до 60-70% к 2020 г.
Ввод новых месторождений в Арктике – одна из важных стратегических задач для России, так же как и разработка трудноизвлекаемых запасов, но, однако, в ближайшие годы их вклад в общероссийскую добычу будет невысок, говорит директор нефтегазового центра EY Денис Борисов. По прогнозу Минэнерго, добыча в Арктике к 2020 г. составит всего 3 млн т, а к 2035 г. – 33 млн т (6,3% от всей добычи); всего на шельфе к 2035 г. Россия будет добывать 50 млн т нефти (9,5% от добычи). При текущих ценах на нефть арктические участки нерентабельны, в Арктике всего 2% запасов нефти в России, неясно, зачем тратить огромные средства на импортозамещение, чтобы их добывать, скептичен партнер RusEnergy Михаил Крутихин, Арктика богата газом, но в России простаивает огромное количество газовых мощностей и на суше, а добыча «Газпрома» все падает.
Главный драйвер импортозамещения оборудования для шельфа сейчас «Звезда», которой владеют «Роснефть» и Газпромбанк, напоминает директор Small Letters Виталий Крюков. На верфи будут строиться суда обеспечения, буровые суда и платформы, арктические танкеры и т. д. (см. врез).
Локализовать отдельное оборудование для российских судов для работы на шельфе готовы даже западные компании, например General Electric (GE), вопрос только в твердых заказах, рассказывает сотрудник крупной судостроительной компании. Представитель GE отказался от комментариев.
Стратегическими партнерами по локализации Крутихин называет Южную Корею, которая строит буровые суда и платформы, а также Китай. Но о договоренностях с Южной Кореей пока не объявлялось, а у Китая технологии похуже, на уровне 1970-х гг., однако выбора у России сейчас нет, считает Крутихин, но даже страны, которые не ввели санкции, боятся ссориться с США.