2006-02-01

Россия. Малый и средний "горный" бизнес нуждается в стимулирующих мерах

Развитие малого и среднего бизнеса в горнодобывающей промышленности должно стимулироваться путем введения дифференцированных ставок НДПИ, активизацией лизинговых услуг, а также госконтролем в сфере ценообразования. Об этом в ходе круглого стола «Инвестиции в минерально-сырьевой комплекс России» сообщил профессор Московского геологоразведочного института Евгений Мелехин.

В ходе круглого стола анализ новой редакции федерального закона «О недрах» представил председатель комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов. Он подчеркнул, что привлечение инвестиций – это первоочередная задача, стоящая перед странами с развивающейся экономикой. По его мнению, в данной редакции закона решена задача устранения лишь небольшой части факторов, сдерживающих приток инвестиций в горнодобывающую отрасль. Для преодоления ситуации с нехваткой инвестиций председатель комитета СФ считает необходимым расширение полномочий, как регионов, так и муниципалитетов. В первую очередь речь идет о распределении налоговых поступлений на федеральном и региональном уровне. По словам В. Орлова, лишь 1,7% условно-рентных платежей поступают в региональный бюджет. Именно этим фактом он объясняет низкую заинтересованность регионов в развитии горного дела.

В качестве следующей стимулирующей меры председатель комитета Совета Федерации назвал конкурсное распределение участков недропользования и геологоразведочных работ. Он пояснил, что особенно в этом нуждается малый и средний бизнес. «Необходимо проводить отдельные торги и конкурсы для субъектов малого и среднего бизнеса», - пояснил В. Орлов.

Не менее важной мерой стимулирования инвестиционной активности, по его оценке, является дифференциация ставок налога на добычу полезных ископаемых, например, по критерию «выработанность месторождений». В отношении налогообложения, по его мнению, перспективный путь развития – либерализация налоговых режимов для горнодобывающего бизнеса. Он неоднократно подчеркнул в своем выступлении, что данный вид предпринимательской деятельности обладает рядом специфических черт, связанных как с высокими рисками, так и затратами, которые необходимо учитывать при разработке налогового законодательства. «Новая редакция федерального закона «О недрах» направлена на переход от административных к гражданско-правовым мерам регулирования, а не на стимулирование горного бизнеса», - заявил В. Орлов.

Профессор Московского геологоразведочного института Евгений Мелехин в своем выступлении осветил особенности налогообложения в российской горнодобывающей промышленности. Говоря о мировой практике, он отметил, что она характеризуется «широким перечнем скидок» в сфере налогообложения, затрагивающих как роялти (плату за право разработки и добычи природных ресурсов), так и НДС. «В развитых странах учитывают специфические особенности горнодобывающей отрасли, - сказал он. – А в России – нет».

В качестве первоочередной задачи Е. Мелехин обозначил введение дифференцированной ставки НДПИ для всех видов полезных ископаемых. По его оценке, эта мера послужит стимулом для использования старых месторождений и разработки новых.

Говоря о развитии малого и среднего бизнеса в горнодобывающей промышленности, Е. Мелехин сообщил, что должны быть разработаны критерии, согласно которым субъект горного бизнеса может быть отнесен к данной категории. Что касается совершенствования налогообложения, то, по мнению профессора, для малых и средних предприятий - лучше гибкая система налогообложения, а не упрощенная. «Малому и среднему бизнесу можно предоставить на разработку труднодоступные, ранее списанные месторождения, а также те, что содержат запасы некондиционных полезных ископаемых», - сказал он.

В настоящее время, по мнению Е. Мелехин, никаких действенных шагов для развития малого и среднего бизнеса в горнодобывающей промышленности не предпринимается. «Решить сложившиеся проблемы может только консолидация бизнеса в отстаивании своих интересов», - заключил он.

Альянс Медиа