2010-08-03

Россия. Магомед Курбанов: Необходимо госфинансирование геологоразведки в Дагестане

Около года назад РИА «Дагестан» поднимало проблематику загрязнения чистой пресной воды в интервью с директором Института геологии Дагестанского научного центра Российской академии наук, доктором геолого-минералогических наук Василием Черкашиным. Публикация по вопросу снабжения населения водой совпала с обсуждением  в Законодательном собрании России всероссийской программы «Чистая вода России» на 2010-2020 годы, примерная стоимость которой, согласно докладу председателя Госдумы, оценивалась порядка 15 триллионов рублей. Спустя некоторое время тема отрицательного антропогенного воздействия поднимается и на глобальном уровне. 29 июля 2010 года Генассамблея ООН одобрила резолюцию «Право человека на воду и санитарию».

Соблюдение экологических стандартов становится жизненно необходимым для растущего населения планеты, осознанной государственной политикой ведущих стран, связанной с экономикой, энергетикой и здоровьем нации. О том, как складывается ситуация с водоснабжением в Республике Дагестан, сообщил доктор геолого-минералогических наук, заслуженный деятель науки республики, отличник разведки недр Магомед Курбанов.
 
«Дагестан является одним из наиболее обеспеченных водными ресурсами районов Северного Кавказа. Поверхностные воды рек Сулак, Самур, Терек значительны по объемам, годятся для энергообъектов, мелиорации, но загрязнены и непригодны для хозяйственно-питьевого использования и подлежат глубокой очистке, требующей больших затрат. Во всем мире наблюдается тенденция перехода от водоснабжения поверхностными водами, подверженным загрязнению, истощению, к водоснабжению подземными водами. Артезианские скважины стали основным источником коммунально-бытового водоснабжения во всем мире, в том числе и в Дагестане. На территории Дагестана в Терско-Кумском артезианском бассейне насчитывается более 3,5 тысяч скважин по официальным данным ГУП РЦ «Дагестангеомониторинг».

Первая артезианская скважина на территории республики была пробурена в 1898 году в Терских менонитских колониях – на месте группы поселков в Бабаюртовском районе РД, объединенных общим названием Львовский и имеющие лишь различие в порядковом номере. В народе они называются Львовские номера. Пустующие земли при царизме заселялись немцами, которые на волах добыли первый фонтан подземной питьевой воды. Это вызвало бум, количество скважин стало расти в геометрической прогрессии – никто не задумывался о рациональном использовании, нормах потребления. Часть была в пользовании, остальная живительная влага разливалась, загрязнялась, смешивалась с грунтовыми водами. Мало того, в водах был обнаружен мышьяк.

Впервые это отражено в отчетах середины 60-х годов прошлого века при исследовании артезианской скважины рядом с нефтяной буровой установкой в Южно-Сухокумске. На сегодняшний день около 60%  артезианских вод содержит от 2 до 14 пдк мышьяка (предельно допустимая концентрация, которая составляет 0,05 мг/литр). В подземных водах выявляются тяжелые металлы – железо, марганец, а также органические кислоты нефтяного ряда. Проблема в высшей степени обострилась, вода не отвечает требованиям ГОСта «вода питьевая».

Чтобы досконально выяснить источники, количество зараженных скважин, необходимы фундаментальные масштабные исследования, подобные тем, которые проводились в советские годы Дагестанской геологоразведочной экспедицией – нужны транспорт, техника специалисты, а значит, финансирование. Гранты дают ограниченные суммы, а государственного финансирования нет», - проясняет ситуацию и перспективы наш собеседник.

Программа «Родник» (ресурсы подземных вод артезианских бассейнов предгорно-равнинного Дагестана  и пути их рационального использования, предотвращения процессов мышьяковистого загрязнения и истощения), разработанная ученым, преследует несколько целей. В их числе - инвентаризация и геоэкологическая экспертиза значительной части артезианских скважин и групповых водозаборов, разработка и внедрение на сотни скважинах краново-диафрагменного оборудования эксплуатации самоизливающих артезианских скважин и т.д.

Проблема поднималась перед республиканским руководством еще в конце 90-х годов, спустя годы документ претерпел изменения – на руках уже 5-ое «издание» так и нереализованной программы, созданной с учетом возникновения Северо-Кавказского федерального округа. Суммарная стоимость проекта на 2011-2016 годы равняется 375 млн. рублей, притом на первый год реализации – 62 млн. рублей. Отказ сверху обосновывается отсутствием средств.

«Средний амортизационный срок скважины равен 25 годам, после она приходит в негодность, так как колонна ржавеет, через цементную подушку проникают вещества из других песчаных водоносных горизонтов. Однако более половины интенсивно эксплуатируемых скважин действуют на протяжении порой 60 лет и подлежат ликвидации. Мышьяк невероятно губительно действует на иммунную систему, аккумулируясь в организме, эхом отзывается в последующих поколениях – природа мстит за причиненный вред», - добавляет ученый.

Помимо заботы о пресной питьевой воде, геологи обращают пристальное внимание и на промышленные (56 потенциальных месторождений с ценными элементами) термоминеральные воды. Остается ждать, пока найдутся средства, ведь очаговое загрязнение вод угрожающе перерастает в региональную систему депрессии. Через 20 лет дагестанцы рискуют потерять единственный источник воды в предгорно-равнинной зоне республики, а до тех пор будет расти инвалидизация населения.

РИА "Дагестан"