2010-11-09

Россия. "Гелиймаш" готов оказать помощь "Газпрому" в добыче гелия в Восточной Сибири

ОАО “НПО “Гелиймаш” готово оказать помощь ОАО “Газпром” в разработке гелийсодержащих месторождений в Восточной Сибири, сообщил генеральный директор предприятия Вадим Удут в интервью журналу “Газпром”.

“НПО “Гелиймаш” может стать базовым предприятием по гелиевой тематике, поэтому мы будем активно помогать “Газпрому” в освоении гелийсодержащих месторождений Восточной Сибири. Пока наши сотрудники выступают в качестве консультантов при подготовке проектов освоения таких месторождений. Мы обладаем технологиями извлечения гелия из газовой смеси, его очистки и сжижения. Наше предприятие может разрабатывать и создавать емкости для хранения и транспортировки гелия. Кроме того, наши специалисты обладают уникальным опытом сбыта гелия”, – сказал он.

Удут сообщил, что в настоящее время “Гелиймаш” создает большую кустовую гелиевую базу в Находке.

“Дело в том, что значительные объемы гелия из внутренних районов страны будут доставляться на побережье автомобильным транспортом. В ходе транспортировки идет испарение гелия, в результате чего давление в криогенной цистерне нарастает. Перед погрузкой на судно газообразный гелий нужно удалить из цистерны. Одновременно необходимо долить жидкий азот в контур криогенной цистерны для транспортировки гелия, так как он также испаряется. Именно этими операциями и будет заниматься наша база в Находке”, – отметил он.

Кроме того, “Гелиймаш” планирует построить в Находке завод по производству азота и кислорода мощностью 140 тонн жидких продуктов в день. Эти продукты потребуются новым предприятиям, которые появятся в Приморском крае. В частности, речь идет о двух судостроительных верфях и космодроме “Восточный”.

“Когда начнется добыча гелия в Восточной Сибири, на нашей базе в Находке можно будет его сжижать”, – добавил Удут.

По его мнению, Восточная Сибирь в настоящее время является самым перспективным районом для извлечения гелия, потому что в этом регионе находится около трети его мировых запасов. Содержание гелия в природном газе в данном регионе очень высокое – 0,2-0,8% (в Оренбургском месторождении всего 0,05%).

При этом главным игроком на мировом рынке гелия с начала XX века традиционно являются США. Доля США на мировом рынке и сегодня превышает 50%, хотя производство гелия в этой стране ежегодно снижается на 3-4% из-за сокращения ресурсной базы. Тем не менее, американские компании владеют долями в проектах по производству сжиженного природного газа (СПГ) и выделению гелия на Ближнем Востоке. Это позволяет им участвовать в распределении гелия, полученного в других странах. Кроме того, в США имеется запас гелия в подземном хранилище газа “Клиффсайд”. В 1960-1970-е гг. гелия в США добывалось гораздо больше, чем могла потребить промышленность всего мира, поэтому американское правительство приняло решения покупать его у производителей и резервировать на будущее. В результате в “Клиффсайде” удалось накопить около 950 млн куб. м гелия. В 1990-е годы потребление гелия стало превышать его производство, поэтому правительство стало распродавать резервы, причем без убытка для себя. Если тенденция сохранится, то приблизительно в 2017-2020 годах “Клиффсайд” опустеет. В США гелий производится на газохимических предприятиях параллельно с извлечением этана из природного газа.

США не только главный производитель, но и лидер по потреблению гелия – свыше 80 млн куб. м в год. Крупными потребителями гелия являются также Европа – 35 млн куб. м и страны АТР – 35 млн куб. м (половина из них приходится на Японию). В США и Европе потребление гелия увеличивается на 2-3% в год, а в АТР – на 4-5%. При этом потребности Китая в гелии растут на 15-20% ежегодно. Удут отметил, что кризис 2008 года не коснулся рынка гелия.

В настоящее время доля России на мировом рынке гелия составляет всего 3-4%. Поставляется он пока только в Европу. Здесь 65% гелия используется в газообразном состоянии, а остальное – в жидком виде. Ранее монополистом на европейском рынке гелия были США. Однако в 1970-е гг. в Польше начал работу гелиевый завод (перерабатывает шахтный метан), который выпускает 2-2,5 млн куб. м гелия ежегодно. Это предприятие выгодно расположено в отношении рынков потребления, но сырье здесь содержит до 20% азота, что повышает себестоимость гелия.

В начале 1990-х годов в Европу стал поступать российский гелий, а в середине 1990-х – алжирский (из города Арзу, в котором действует завод мощностью 16-17 млн куб. м гелия в год). Второй завод был построен в районе алжирского города Скикда, его мощность – 15 млн куб. м, однако из-за проблем на метановой части завода производство не превышает 5 млн куб. м гелия ежегодно. Оба эти предприятия работают при заводах СПГ, что удешевляет производство гелия в 2-2,5 раза, так как продукт, на который идут основные энергозатраты, – это сжиженный природный газ. В настоящее время доля российского гелия на европейском рынке составляет 22-23%, алжирского – 45-47%, польского – 8-10%. Оставшиеся объемы приходятся на США – 15-20% и Катар (здесь три года назад заработал гелиевый завод). Из-за логистики катарский газ идет в основном в Азию (Япония, Корея, Тайвань, Китай, Индия).

Удут считает, что благодаря восточносибирским месторождениям может возрасти. В настоящее время мировое потребление гелия составляет 175 млн куб. м в год, к 2030 г. оно достигнет 300-310 млн куб. м.

“Возникает вопрос: кто обеспечит новые поставки в условиях сокращения поставок из США? В нынешнем году начал работать гелиевый завод в Австралии мощностью около 4 млн куб. м. Он ориентируется на рынок собственно Австралии, Новой Зеландии и Сингапура”, – отметил Удут.

Он добавил, что в США в 2012 г. должен быть введен в эксплуатацию новый гелиевый завод мощностью 7 млн куб. м. Если потребление СПГ в мире продолжит расти, то Катар и Алжир будут увеличивать и производство гелия, хотя катарский газ небогат гелием (содержание 0,09%). В алжирском газе содержание гелия выше – 0,19-0,21%.

“Однако для стран Азиатско-Тихоокеанского региона наиболее конкурентным будет гелий из Восточной Сибири, так как здесь самое короткое транспортное плечо. Сегодня гелий из Иркутской области можно без труда доставить в Находку и экспортировать. В минувшем году мы отправили жидкий гелий автотранспортом из Оренбурга в Китай через Забайкальск. В нынешнем году планируем поставить гелий из Оренбурга в Южную Корею через Находку”, – рассказал Удут.

По его мнению, мощность гелиевого завода, чтобы он был рентабельным, должна быть не менее 4 млн куб. м.

“В противном случае потребителю необходимо находиться в непосредственной близости от места производства. Серьезные игроки на рынке гелия предпочитают не зависеть от одного поставщика, а иметь не менее трех контрагентов. Поэтому Алжир и Катар не станут монополистами на этом рынке. Ближний Восток не самый спокойный регион, поэтому потребители будут с удовольствием приобретать и российский гелий, чтобы диверсифицировать свой портфель закупок. Кроме того, с точки зрения логистики поставок гелий из Восточной Сибири будет доминировать на рынках Японии, Китая, Южной Кореи, Тайваня и Сингапура. К 2030 г. Россия может превратиться в ведущего игрока на рынке гелия, поставляя потребителем порядка 150 млн куб. м в год”, – полагает гендиректор.

ЭнергоНьюс