Россия. “Газпром” получил буровые платформы для Штокмана

Выборгский судостроительный завод завершил строительство двух буровых платформ для "Газпрома", необходимых ему ранее для разработки гигантского Штокмановского месторождения. За четыре года строительства они подорожали на 2,2%, до 60,3 млрд рублей. Но платформы "Газпрому" уже не нужны, так как освоение Штокмана за время их строительства надолго отложили.

Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) завершил строительство и испытания двух полупогружных буровых установок (ППБУ) "Полярная звезда" и "Северное сияние" для "Газпрома", сообщила вчера газовая компания. В понедельник зампред правления "Газпрома" Александр Ананенков и руководство ВСЗ договорились о передаче ППБУ заказчику. "Размещение крупных заказов "Газпрома" дает мощный импульс для развития российского судостроения, помогает нашей компании оптимизировать затраты по освоению шельфовых месторождений", — приводятся в сообщение слова господина Ананенкова.

Контракт между "дочкой" "Газпрома" ООО "Газфлот" и ВСЗ на строительство двух ППБУ общей стоимостью 59 млрд рублей был подписан еще в ноябре 2007 года. Накануне заключения этого контракта у ВСЗ сменились собственники: завод приобрели структуры, близкие к банку "Россия" и самому "Газпрому". Ожидалось, что этими двумя ППБУ заказы газовой компании, размещенные на ВСЗ, не ограничатся. В 2014 году "Газпром" собирался начать разработку гигантского газоконденсатного Штокмановского месторождения и активно осваивать российский шельф в целом. Эти планы сулили судостроителям огромные контракты. В сентябре 2009 года петербургский ЦНИИ имени академика Крылова подсчитал, что для освоения российского шельфа на строительство специальной морской техники до 2030 года необходимо потратить около $100 млрд. ВСЗ мог смело рассчитывать на львиную долю этих денег, завод неоднократно посещали и обещали помочь новыми заказами лично президент и премьер РФ.

Но этим планам помешал кризис — сейчас разработка Штокмана отложена как минимум на 2017 год. Новые заказы от "Газпрома" на ВСЗ так и не пришли. Из-за этого в конце прошлого года заводу пришлось отправить в простой 600 рабочих (40% персонала). Кризис отразился и на конечной стоимости платформ. Несмотря на то что ВСЗ был по контракту генподрядчиком, основные работы по их строительству выполняла южнокорейская Samsung Heavy Industries, кроме того, почти все оборудование, которым оснащены платформы, — импортное. Из-за курсовых колебаний в кризис итоговая стоимость строительства увеличилась на 2,2%, сообщил вчера "Ъ" генеральный директор ВСЗ Валерий Левченко. То есть "Газпром" в итоге заплатит за две ППБУ, которые ему сейчас не нужны, 60,3 млрд рублей. В "Газпроме" удорожание контракта не комментируют. Источник в "Газпроме" ранее сообщал, что, во избежание простоя дорогостоящих платформ, они будут отправлены на Сахалин "для улучшения геологоразведки".

Спасти же сам ВСЗ от простоя сейчас готова государственная "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК). Недавно она разместила на ВСЗ крупный субподряд на сооружение двух корпусов для судов снабжения, заказанных у ОСК "Совкомфлотом". Вслед за этим госкорпорация начала переговоры о покупке ВСЗ. Об этом в конце июня заявил президент ОСК Роман Троценко. Однако собственники и менеджмент ВСЗ пока это не комментируют.

«КоммерсантЪ»