2009-09-09

Россия. Эксперты предлагают повысить экономический эффект освоения недр Иркутской обл. минимум в четыре раза

Общая экономическая эффективность освоения недр в Иркутской области недостаточна: доля доходов в ВРП региона от их разработки составляет лишь 9%. Об этом сообщила министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Ольга Гайкова на круглом столе «Стратегия развития минерально-сырьевого комплекса Иркутской области», состоявшемся 8 сентября 2009 года в рамках выставки «Сибнедропользование. Экология. Бизнес. Природопользование».

Одновременно Иркутская область занимает одно из ведущих мест в России по степени ресурсной обеспеченности. Однако природные ископаемые используются неэффективно в силу ряда причин. В частности, в регионе отсутствует комплексный подход к использованию минерального сырья (например, в больших объемах сжигается попутный нефтяной газ), воспроизводство ископаемых отстает от уровня добычи, проведение геологоразведочных работ сдерживается из-за недостаточной изученности геологических особенностей региона и т. д. Как следствие, экономические показатели освоения недр низки.

Кроме того, реальный уровень добычи значительно отстает от потенциального: например, ежегодно в Иркутской области добывается 10 млн тонн угля, хотя потенциально уровень добычи может составлять до 100 млн тонн. «В зависимости от видов ресурсов разница в реальном и потенциальном уровне добычи составляет от 10 до 100 раз», – заметила Ольга Гайкова.

Руководитель управления по недропользованию по Иркутской области Владимир Назарьев заявил, что доля доходов в ВРП от освоения недр должна составлять 30-50%. По его словам, предпосылки для этого есть. «Наша задача – максимально эффективно использовать имеющиеся полезные ископаемые», – подчеркнул Владимир Назарьев. Ольга Гайкова заметила, что для этого необходимо опережающее развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, а также привлечение значительных инвестиций в отрасль.

Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области предлагает разработать стратегию развития минерально-сырьевой базы региона. По словам министра, она должна быть рассчитана на средне- и долгосрочную перспективу – то есть до 2020 и 2060 годов соответственно – и учитывать все указанные проблемы. В документ также необходимо включить прогноз потребления полезных ископаемых на средне- и долгосрочную перспективу на внутреннем и международном рынках.

I38.ru