Освоение месторождений глубинных полиметаллических сульфидов (ГПС) в Атлантическом океане, на которые претендует Россия в рамках поданной в ООН заявки, сопряжено с некоторыми рисками, обусловленными сейсмической активностью в этом районе, рассказал в интервью РИА Новости начальник геологического отдела Полярной морской геологоразведочной экспедиции Анатолий Лайба.
Россия в этом году может получить 15-летнее эксклюзивное право на разведку ГПС в Атлантике после заключения контракта с Международным органом по морскому дну (МОМД) ООН. В случае успешной реализации контракта на геологоразведку наша страна получит право на добычу ГПС на 25 из 100 исследованных участков. Российские геологи уже более 20 лет работают в этом районе Атлантики.
"Глубинные полиметаллические сульфиды образуются в зонах тектонической активности. Срединно-Атлантический хребет (САХ), где мы ведем разведку, по сути, представляет собой гигантскую трещину на дне океана, которая расходится в стороны со скоростью 2-4 сантиметра в год", – рассказал Лайба.
В целом САХ, по его словам, представляет собой зону повышенной вулканической и сейсмической активности.
"Конечно, это нужно учитывать. Однако взрывных извержений подводных вулканов там не происходит, поскольку на глубине в четыре километра толща воды гасит вулканические эксплозии (взрывные извержения), и лава просто вытекает и растекается по дну рифтовой долины", – сказал геолог.
По словам ученого, судну, которое будет работать в этом районе, извержения вулканов и землетрясения непосредственно не угрожают.
"На океаническом дне будут работать только механизмы. Здесь скорее надо учитывать экономические риски", – отметил Лайба.
Месторождения сульфидов на дне океана в несколько раз богаче, чем на суше. Кроме меди из полисульфидных руд можно извлекать золото, серебро, кобальт, цинк, серу и другие полезные компоненты. Для добычи руды в данном случае не нужно строить дорогостоящие рудники и шахты – руда лежит на поверхности морского дна.