2010-05-11

Россия. А.Шпильман: Сегодня нет таких вариантов, при которых снижение добычи нефти в Югре остановится в ближайшее время

С научной точки зрения сегодня нет таких вариантов, при которых снижение добычи нефти остановится в ближайшее время, вопрос лишь в том, какими темпами она будет снижаться. Об этом, представляя энергетическую стратегию ХМАО на ближайшие двадцать лет в Санкт-Петербурге, заявил директор регионального научно-аналитического центра рационального недропользования Александр Шпильман.

Он отметил, что в прогнозный период Югра, хотя и останется лидером нефтедобычи и одним из главных доноров российской экономики, прежних объемов добычи черного золота обеспечить уже вряд ли сможет. И все же, по мнению Александра Шпильмана, в ближайшие годы государству необходимо принять ряд глубинных законодательных изменений в сфере российской топливно-энергетической промышленности. В числе прочих мер предлагается снятие ограничений по глубине в лицензионных соглашениях, передача поисково-разведочных скважин недропользователям, безусловная и бесплатная передача прав на разработку месторождений первооткрывателю. Также, по его мнению, следует облегчить доступ к информации о геологическом строении недр. Куда проще установить предельные сроки конфиденциальности такой информации. На керн, допустим, на один год, на «сейсмику» – 3 года.

В качестве еще одной, и не менее основной, меры госуправления, по мнению ученых, государство может и должно передать 120 месторождений так называемого нераспределенного фонда месторождений нефтяным компаниям уже в ближайшие пять лет. «У нас (в Югре - ред.) огромный запас по нераспределенному фонду, около 700 млн. тонн! В течение долгих лет был объявлен, по сути, мораторий на лицензирование, ничего компаниям не передавалось, на распределение участков было наложено государственное табу», - сказал Александр Шпильман. По мнению авторов стратегического документа, следует ежегодно выставлять на аукционы по 40-50 поисковых участков. При этом, дополнительная добыча после ввода в эксплуатацию рентабельных месторождений к 2030 году может составить порядка 23 млн. тонн ежегодно. «Необходима и определенность в финансировании геологоразведочных работ», - еще один ведущий тезис энергетической концепции. Компаниям-первооткрывателям потребуются льготы минимум лет на пять после ввода месторождений в разработку.

«Почему возникла необходимость разработки энергетической стратегии Югры? Подобная стратегическая картина на общероссийском уровне существует. Но многие вещи там не детализированы. Для того же, чтобы разрабатывать именно социально-экономическую стратегию округа, требуются более детальные цифры и прогнозы. На их основе руководством выстраивается будущее региона. Сегодня Югра добывает порядка 55 % нефти страны, часто регион называют «нефтяной житницей». И уже с 70-х годов, видно насколько сопоставимы показатели добычи в целом по стране и по Ханты-Мансийскому автономному округу. Лишь в последние годы эти цифры стали чуть расходиться. Но тенденции по Югре в целом и теперь отражаются в изменениях по всей России», - пояснил Александр Шпильман.

По его словам, гигантские и крупные месторождения и залежи практически все открыты. Значительная часть ресурсной базы, по оценкам центра, находится в области мелких и средних месторождений. Если повезет, будет еще открыто несколько крупных. Вот это состояние ресурсной базы необходимо учитывать, поскольку, чем дальше мы двигаемся к ее освоению, тем больше падает эффективность геологоразведочных работ.

"Энергетическая стратегия Югры, безусловно, не могла не учитывать то факт, что в кризисный год обвал ГРР произошел окончательный. Если в 2001 году мы бурили около миллиона метров проходки, то сейчас бурится 213 тыс. метров в год. Падение - почти в четыре с лишним раза! Соответственно, падают и реальные приросты запасов . И когда мы пришли к стратегии, то поняли: геологоразведочные работы следует рассчитывать как раз опираясь на реальную эффективность. Все пришлось пересчитывать! Потому, ученые видят стратегическую задачу в том, чтобы добыча нефти в Югре не снизилась ниже 200 млн. тонн в год до 2030 года. Парадокс еще в том, что один из разрабатываемых нами вариантов стратегии еще в самый разгар экономического спада был назван антикризисным. Предполагалось, что компании не снизят объемов работ. На деле так и оказалось. Один из основных сегментов ТЭКа кризис обошел стороной. А именно, не произошло снижения эксплуатационного бурения. Напротив, шло повышение. А вот на геологоразведке пресловутый кризис отразился сполна", - добавил Александр Владимирович.

Он подчеркнул, что для реального воспроизводства приростами запасов добычи нам необходимо выходить на 1 млн. метров бурения ежегодно. С нынешних 213 тысяч. В стратегии запланировано такой объём достичь к 2020 году. Это реальный проект, но, как уже говорилось, нужна воля со стороны государства, отметил Шпильман.

"Самотлор-экспресс"