Австралийский концерн Rio Tinto решил осваивать российские недра. Вместе с компанией Peter Hambro Mining Group он будет добывать золото на Чагоянской перспективной площади в Амурской области. Кроме того, как стало известно "Ведомостям", Rio Tinto уже потратил $5 млн на поиск алмазов в Карелии.
Rio Tinto производит золото (занимает 5-е место в мире) , медь (4-е место) , алюминий (7-е место) , добывает железную руду (2-е место) , уголь (4-е место) , а также алмазы и уран. Выручка группы в 2003 г. составила $11,8 млрд, чистая прибыль – $1,5 млрд.
Основной актив Peter Hambro Mining Plc – 97,7% акций ОАО "Покровский рудник" (Амурская обл. ). Через него компания владеет еще двумя месторождениями в Амурской области – золоторудным "Пионер" (100% ) и титановым "Олекминский рудник" (51% ). Выручка компании в 2002 г. составила $22,7 млн, чистая прибыль – $5,1 млн.
Как рассказал "Ведомостям" вице-президент Peter Hambro Mining Павел Масловский, сотрудничество его компании с Rio Tinto началось еще год назад. Тогда партнеры договорились обмениваться геологической информацией. А 18 марта учрежденное Peter Hambro Mining ООО "Горноразведочная компания "Виктория" выиграло лицензию на проведение разведочных работ и освоение Чагоянской золоторудной площади. Стоимость лицензии составила более 1 млн руб. По словам Масловского, в ближайшее время 51% долей в этой компании будет передан Rio Tinto.
Представитель Rio Tinto Хью Леггатт подтвердил "Ведомостям" намерение его компании создать в России СП с Peter Hambo Mining. Компания заинтересована в диверсификации бизнеса и разработке новых месторождений, отмечает он. Согласно пресс-релизу компании, Rio Tinto готова направить на разведку и освоение месторождения $8,5 млн. Однако, по словам Хью Леггатта, окончательное решение об участии Rio Tinto в этом проекте будет принято только после того, как будет проведена полная оценка запасов месторождения.
Начальник управления минерально-сырьевых ресурсов Минприроды России Борис Михайлов отмечает, что проект Rio Tinto является высокорисковым. По его словам, прогнозные ресурсы месторождения оцениваются пока в 15 т золота. "Достоверность оценки самая низкая. Системного изучения этого объекта никто не проводил, в государственном балансе он не числится, – говорит он. – Вероятно, компании располагают собственной информацией об этом участке". Но гендиректор аналитического центра "НБЛзолото" Михаил Лесков, напротив, считает чагоянский участок перспективным для разработки. По его мнению, партнеры сосредоточатся исключительно на добыче золота, что может быстро принести отдачу. А начальник управления по работе с драгметаллами банка "Кредиттраст" Алексей Васильев добавляет, что в любой другой стране лицензия обошлась бы Rio Tinto значительно дороже.
Сотрудник МНПО "Полиметалл" заявил "Ведомостям", что в его компании также считают Амурскую область привлекательным регионом для геологоразведки и поиска перспективных площадей. "Приход Rio Tinto подтверждает интерес крупных международных корпораций к российским золотым активам и готовность к рискованным инвестициям, к коим относится геологоразведка", – говорит он. А председатель совета директоров ЗАО "Полюс" (входит в "Норильский никель") Валерий Рудаков считает, что Peter Hambo Mining для Rio Tinto является самым удобным партнером: "Это западная компания, которая хорошо знакома с условиями работы в России".
Впрочем, Чагоянская площадь не единственный проект Rio Tinto в России. Как рассказал "Ведомостям" начальник отдела недропользования и минерально-сырьевой базы администрации Карелии Алексей Федюк, через компанию Achton Mining Rio Tinto владеет лицензией на поиск алмазов на 90% территории Карелии. Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что в этот проект компания уже инвестировала около $5 млн. По словам Федюка, сейчас Rio Tinto занята поиском российского партнера в этот проект, поскольку добычу алмазов в России не может вести компания со 100% -ным западным капиталом. Хью Леггатт из Rio Tinto подтвердил "Ведомостям" наличие у его компании лицензии на поиск алмазов "на северо-западе России".