Ведомству Анатолия Ледовских нужны четкие критерии отзыва лицензий
Предлагаемые Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) поправки в закон «О недрах» призваны сделать более открытым процесс получения лицензий на разработку полезных ископаемых. «Мы хотим прийти к как можно большей прозрачности при лицензировании и выделении участков для недропользования», – заявил вчера глава Роснедр Анатолий Ледовских.
«По лицензированию разработки нефтегазовых месторождений мы на 100% ушли от конкурсной формы и перешли на более открытую – аукционную», – сказал он. Цель – избежать «всяческих кривотолков», а значит, уменьшить возможность того, что результаты принятого Роснедрами решения будут оспорены. Конкурсы сохранились по месторождениям твердых полезных ископаемых, например угольным, но они не должны превышать 20% лицензий. Итог – количество исков о неправомерности конкурсов и, соответственно, судебных процессов резко сократилось.
В прошлом году ведомством "изъято" около 300 лицензий, а проиграно всего шесть дел по их отзыву. «На сегодня действуют почти 15 тысяч выданных Роснедрами лицензий. И со всеми надо работать», – отметил Петр Садовник, возглавляющий ведомственную комиссию по выдаче и отзыву лицензий на разработку недр. Между тем за последние три года количество конкурсов и аукционов на право разработки месторождений увеличилось в восемь раз. "В 2003 году мы провели 110 конкурсов и аукционов, в 2006-м их было уже 880", – подчеркнул Ледовских.
Особая песня – соглашения о разделе продукции (СРП), там применяется особый порядок изъятия лицензий. В пример была приведена Харьяга. «Здесь первично соглашение, лицензия вторична. Поэтому теоретически, чтобы аннулировать лицензию, необходимо сначала расторгнуть соглашение", – признал Петр Садовник. Курирует все СРП Минпромэнерго. Именно оно от имени государства заключает обоюдовыгодные сделки с иностранцами. Поэтому Росприроднадзор в данном случае направит материалы проверки и предложений по разрыву СРП не в Роснедра, а в ведомство Виктора Христенко. Как уже сообщалось, Росприроднадзор намерен приступить к повторной проверке Харьяги 12 марта 2007 года.
«Мечта любого геолога – увеличение финансирования на геологоразведку», – перешел к сокровенному Ледовских. По его словам, если деньги на геологоразведочные работы выделяются сегодня, до момента начала разработки открытых и изученных месторождений проходит 8-9 лет. Это «внутриутробный период развития месторождений». «От того, сколько будет открыто месторождений, зависит будущее нашей страны», – сказал Ледовских. И оптимистично добавил: работы хватит не только на наш век. Необходимо перейти от простого воспроизводства полезных ископаемых к их приросту. Благоприятная тенденция уже прослеживается: в прошлом году добыли 475 млн тонн нефти, а запасов прирастили на 580 млн тонн. По газу картина тоже неплохая: соответственно 610 млн и 650 млн куб. м. "Таким образом, добыча была полностью восполнена приростом", – бодро отрапортовал Ледовских. «Однако это заслуга не только Федерального агентства по недропользованию, – поделился славой глава ведомства, – но и геологов прошлых лет, открытия которых мы продолжаем исследовать». Приросту запасов способствует и более чем трехкратное увеличение бюджетного финансирования геологоразведки за последние три года. В 2004-м на ее проведение государство выделило более 7 млрд рублей, а в прошлом году – около 20 млрд. Кроме того, по словам руководителя ведомства, активно стали вкладываться в геологоразведку и недропользователи: в 2006 году они потратили на эти цели 86 млрд рублей.
Руководители Роснедр подчеркивали, что главная функция их ведомства не карательная. «Если лицензии поголовно изымать, кто же нефть с газом добывать будет?» – задал риторический вопрос Ледовских. Необходимо заставить недропользователей выполнять лицензионные соглашения. Но четких критериев, по которым можно отозвать лицензию, в законе «О недрах» нет. А без этого многочисленных судебных тяжб и «всяческих кривотолков» не избежать.