2007-09-05

Проект «Урал промышленный – Урал полярный» окупится за шесть лет

Заместитель гендиректора корпорации «Урал промышленный - Урал полярный» Виктор Колесник обсудил с корр. ИТАР-ТАСС новый проект. Основной темой беседы было строительство железных дорог. Дороги будут ориентированы на грузовые перевозки, что поможет облегчить пассажирские линии.

-Виктор Григорьевич, расскажите о проекте и на какой стадии он находится?

Проект включает в себя массу компонентов в силу обширности территории реализации и в силу глубины постановки задач, которые необходимо решить. Поэтому его можно назвать только мега-проектом. Впервые о строительстве грузовых железных дорог заговорили в 1899 году. Все началось с поручения министра финансов Российской Империи Сергея Витте исследовать потенциала Северного Урала. Но в силу исторических обстоятельств о проекте забыли. Вспомнили только в 2005 году.

Идея освоения приполярного Урала поддержана практически на всех уровнях, и на съезде партии «Единая Россия» в Екатеринбурге в прошлом году проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» получил статус партийного. Для российской экономики такой проект в новинку и в одиночку его невозможно осилить. Поэтому нужна консолидация усилий власти, бизнеса, гражданского общества, ученых, журналистов.

-Вы можете обозначить самые важные моменты в его реализации?

Уральская и в целом российская металлургия находится на хромитовой, марганцовой, бокситовой «игле», как многие страны находятся на газовой «игле» России. Эти вещества завозятся транспортным ключом от 3,5 до 1,5 тысяч километров. Вырастает цена, требуется определенное количество железнодорожных вагонов /ежегодно около 300 тысяч только для завоза минерального сырья/. Строительство новых железнодорожных линий позволяет организовывать грузопотоки, как с юга на север, так с севера на юг, не перегружая существующие железные дороги. Они позволяют создать новую энергетическую инфраструктуру, которая будет удовлетворять потребности не только новых предприятий, но и существующих здесь.

-Как правило, место ваших работ проходит в почти заповедных краях, что вы делаете, что бы совместить эффективное использование и первозданный вид земли?

Мы идем на дорогостоящий эксперимент, но он себя оправдает и окупит. Оценка воздействия на окружающую среду будет сформирована и реализована с учетом норм, которые применяются в странах Европейского Союза для подобных инфраструктурных проектов.

Достаточно три составляющих, для того, чтобы строители не нарушали хрупкое равновесие между природой и человеком. Это Институт гражданского общества, Научное сообщество и такое понятие как Научное сопровождение проекта.

Прежде чем преступать к созданию бизнес-планов была проанализирована научная база: работа геологов, горнорудных инженеров, экономистов, социологов.

Такого типа железнодорожная линия уже не единственная. Есть линии, которые пересекают Канаду, проходят через Аляску. Они так же пролегают через девственную природу, строились линии в начале XX века, и природа от этого не пострадала.

-Скажите, а существует ли кадровая проблема в вашем проекте?

В России практически не осталось специалистов, которые во время и качественно, в соответствии новым технологиям могли бы проектировать железные дороги. Например, за время Советской власти было построено около 6 тысяч километров железной дороги. Из них большую часть составляет БАМ. Вся остальная сетка в 37-38 тысяч километров была построена во времена царской России. Наши дороги в роли стратегических вошли в Транспортную стратегию развития железнодорожного транспорта России. За очень короткие сроки запланировано построить такой же объем, сколько было построено во времена царской России и в Советское время. Это диктует геоэкономическая или геополитическая реальность.

-Виктор Григорьевич, какова, на Ваш взгляд, бюджетная эффективность проекта?

Проект «Урал промышленный - Урал полярный» высоко эффективен за счет того, что на каждый рубль из государственного бюджета привлекается как минимум 3,5 рубля частных инвестиций. Государство дает условия для бизнеса, для выстраивания стратегического планирования компаний и реализации этого планирования. Это позволяет достигнуть так называемого мультипликативного эффекта. Все вложенные средства в проект окупятся за шесть лет.

Мы собираемся работать, опираясь только на базу УрФО. Круговорот денежных средств будет ограничен в приделах УрФО. Это является огромным вкладом в экономику округа.