2006-04-13

Продам уран. В хорошие руки

Юрий Ехануров поручил министру Кабинета Министров Богдану Буце рассмотреть возможность снятия секретности с информации об урановом производстве. Скорей всего, на решении правительства будет базироваться дальнейшая стратегия Украины в плане добычи урановой руды.

Так, подобное заявление стало реакцией на обращение директора Восточного ГОКа Петра Кучи с просьбой о возможном пересмотре сведений о характеристиках месторождений и объемах добычи урана, которые являются государственной тайной, с целью привлечения инвесторов. Напомним, что чиновник говорил о том, что уникальное предприятие не сможет обеспечить добычу планируемых объемов, согласно которым к 2015 году отечественные АЭС будут обеспечены топливом из отечественного урана на 100%. Как результат, рушится вся энергетическая стратегия Украины, по отходу от российского газа. Выход напрашивается сам собой. Если государство не может обеспечить бюджетное финансирование на необходимом уровне, то значит необходимо привлекать инвестора. Причем скорей всего инвестор будет иностранным. Причем выбирать его скорей всего будут в комплексе согласно общему «атомному вектору».

Однако, речь не об этом. Дело в том, что сами по себе иностранные инвестиции в Восточный ГОК, являются очень серьезным и опасным делом. Так, по своему значению данное предприятие не находится даже в одном ряду с «Криворожсталь». Его значение и перспективы куда выше и куда значительней. ГП «Восточный горно-обогатительный комбинат» — единственное в Украине предприятие по добыче и переработке урановой руды. Кроме того, это единственный в СНГ производитель циркониевого и рутилового концентрата. В его состав входят две действующие шахты, гидрометаллургический завод, научно-исследовательский комплекс автоматизации и механизации, ремонтно-механический цех. Предприятие работает в основном на экспорт в Россию. Причем цена на продукцию зависит от договоренностей по ценам на ТВЭЛы, которые поступают из северо-восточного соседа.

В Украине на сегодняшний день сырье для ГОК добывают на трех месторождениях урановых руд: Ватутинском (Смолинская шахта), Мичуринском и  Центральном (Мичуринская шахта).  Однако наиболее интересным лотом является Новоконстантиновское месторождение, которое хоть и известно с 1984 года, однако так до сих пор не активно осваивается, хотя планы такие озвучиваются с 2003 года. Данное месторождение является крупнейшим в Европе и по градации относится к «мировому уровню», а себестоимость добычи на нем несколько ниже, чем на остальных. Сейчас финансирование строительства шахты на базе месторождение забрали у Восточного ГОК и отдали напрямую Киеву. Так что думается процесс пойдет активней.  Ведь, именно в данном месторождении и заинтересованы инвесторы, которые уже неоднократно интересовались Восточным ГОК.

Собственно говоря, инвесторов не так и много. Это в первую очередь россияне, потом французы, ну и в самую последнюю очередь американские компании. Причем, если учесть, что Украина сама «выходила» на западных инвесторов с предложениями, а россияне хотят инвестировать средства в Восточный ГОК уже не первый год, географический вектор компаний легко прогнозируем. Особенно с учетом того, что ТВЭЛ поставляет Украине топливо для АЭС, то есть делает Украину зависимой в переговорах. Можно конечно заявить, что с французской «Areva» весной прошлого года был подписан протокол о намерениях. Однако вряд ли лоббистский уровень французов по мощи сравним с российским атомным лобби.

То же касается и американцев. Переговоры с представителем официального Вашингтона, а не компаний, проводила также Тимошенко, которая в экономическом плане больше говорит, чем делает. Так что не удивительно, что о результате переговоров также ничего неизвестно.

С российской стороны Восточным ГОК традиционно интересуется российская корпорация «ТВЭЛ», которая является основным потребителем продукции предприятия и поставляет в Украину топливо. Делегация россиян уже ознакамливалась с Новоконстантиновским месторождением. Причем «приценка» проходила в прошлом году, а подобные кулуарные переговоры уже несколько лет.

Россиян можно понять. После того, как из 220 тыс. тонн стратегического запаса урана, в Российской Федерации в 90-х годах «волшебным образом» осталось только 20 тыс. тонн, страна очень заинтересована в увеличении его добычи. И хотя урановые руды в стране разведаны и в Алдынском районе Якутии, и в Карелии, и в  Сибири, на сегодняшний день, разрабатывается лишь Стрельцовская группа урановых и молибденово-урановых месторождений в Читинской области. Однако, единственное в России уранодобывающее предприятие  ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» производит лишь около 3 тыс. тонн, при потребности в 16 тысяч тонн. Уже сегодня российские чиновники прогнозируют что к 2020 году Россия может столкнуться с реальной проблемой нехватки урана. На сегодняшний день планируется начинать разработку как месторождений на своей территории, так и в близлежащих странах, где это чаще оказывается более дешевле. В России наиболее перспективным проектом «ТВЭЛ» является Хиагдинское месторождение в Бурятии, где прогнозируемые запасы составляют 100 тыс. тонн, а разведанные — 40 тыс. тонн.  За рубежом – Казахстан и Украина.

Так в нынешнем году совместное российско-киргизско-казахстанское предприятие «Заречное», которое разрабатывает одноименное месторождение в Южно-Казахстанской области намерено дать первую продукцию. Однако, данное месторождение небольшое, а россияне эксплуатируют его не сами.  Его оценочный объем запасов составляет около 19 тыс. тонн, а ежегодная выработка планируется на уровне 1 тыс. тонн. Естественно, в подобной ситуации россияне заинтересованы в украинских месторождениях. Так, хотя данные по добыче урана и секретны, однако о запасах на месторождении неоднократно выбрасывалась информация о том, что только Новоконстантиновское месторождение входит в шестерку лучших в мире и может выдавать «на гора» 3,5 тысячи тонн урана – то есть Россия удваивает так необходимое ей собственное производство.

Так что скорей всего, российская государственная компания и рассматривается определенными кругами тем искомым инвестором, который «поднимет» Восточный ГОК. Однако тут возникает вопрос. Очевидно, что россияне просто увеличат в своей практически замкнутой цепочке производства количество собственной руды. На благо украинской энергобезопасности такая схема вряд ли будет работать.

 По большому счету это касается и других иностранных инвесторов, которые скорей всего будут просто экспортировать продукцию ГОК, оставив Украине крохи. Конечно, экспорт всегда можно обложить пошлинами, чтобы продукция оставалась внутри страны. Однако, пусть государственные мужи, рассматривающие данную возможность, зададут себе простой воспрос: готовы ли мы к «торговой войне ураном»  с Францией, США или Россией. Думается, что нет. Гораздо эффективней вложить в данную сферу государственные средства и заставить «урановую курицу нести золотые яйца» на благо Украины.

Так что правительству надо очень серьезно взвесить все «за» и «против» при принятии решения о снятии грифа «секретно» на информацию об урановом производстве. Ведь это может стать первым шагом к потере стратегической отрасли.