Тема предстоящей приватизации государственной акционерной компании «Укррудпром» сегодня очень популярна: пишут и говорят об этом много и по-разному. Кто-то уже сейчас склонен рассматривать подготовку к приватизации самой крупной горнодобывающей компании Украины, как многосерийную эпопею со множеством главных героев и действующих лиц, кто-то даже как трагифарс, потому что убежден: собственники у ГОКов уже есть и они своего не упустят, а город Кривой Рог, где, собственно, и расположены многие горно-обогатительные комбинаты, так и останется один на один со своими проблемами – экологическими и социальными.
Есть, конечно же, множество других мнений, одно вполне может претендовать на «истину в последней инстанции». В ходе недавнего выездного заседания комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Верховной Рады в Кривом Роге председатель комитета Юрий Ехануров заявил, что с приватизацией ГАК «Укррудпром» спешить нельзя и, прежде чем будет принято соответствующее решение, возможность высказаться должны получить все заинтересованные и причастные к делу стороны. А также заверил, что право голоса в обсуждении имеет и Кривой Рог, в лице городского головы, избранных в криворожских округах народных депутатов, и этот голос будет услышан.
Однако, как подчеркнул Юрий Иванович, уже сейчас ясно, что решение о приватизации «Укррудпрома», принятое в итоге, будет компромиссным, и кто-то останется им доволен, а кто-то – нет. Но комитет ВР приложит все усилия для того, чтобы без соответствующего закона приватизация «Укррудпрома» состояться не могла: «Мы не позволим ни одной группе реализовать здесь свои интересы».
В целом же выездное заседание профильного комитета ВР в Кривом Роге было значительным по своему представительству. Помимо народных депутатов, участвовали представители 10 различных министерств и ведомств, в том числе Минпромполитики, Минэкономики и по вопросам европейской интеграции, Министерства экологии и природных ресурсов, Антимонопольного комитета, Фонда госимущества Украины, Службы безопасности Украины, Госкомитета по надзору за охраной труда, а также администрация города, руководители крупных промышленных предприятий Кривбасса.
Собравшиеся планировали обсудить проблемы горнодобывающих предприятий Кривбасса, а также предложенный народным депутатом Владимиром Мовчаном проект Закона Украины «Об особенностях приватизации ГАК «Укррудпром».
Городской голова Юрий Любоненко акцентировал внимание на том, что каждый из ГОКов, входящих в состав холдинга, является градообразующим и, что еще существеннее, бюджетообразующим предприятием.
— «Укррудпром» можно приватизировать только после того, как будет принят соответствующий закон, — сказал городской голова. – А законопроект, который будет вынесен на обсуждение Верховной Рады, должен обязать новых владельцев предприятий прежде всего решать социальные и экологические вопросы. Не навреди – вот о чем обязательно надо помнить, делая шаги на пути к приватизации холдинга.
В принципе, тревоги и опасения понятны: Кривой Рог – город, имеющий самые большие экологические проблемы в Украине. Есть ряд острейших социальных вопросов, напрямую связанных с техногенным воздействием на среду обитания: из-за обрушения и подтопления почвы нуждаются в отселении из опасных зон сотни семей, растет заболеваемость, например, из года в год увеличивается количество заболевших туберкулезом, раком легких, других органов.
Председатель правления ГАК «Укррудпром» Валерий Колосов того же мнения: «С приватизацией не следует спешить». В своем обширном докладе он рассказал о сегодняшнем дне криворожских предприятий компании, подробно остановился на их проблемах.
Криворожское месторождение железных руд эксплуатируется более 100 лет, за этот период добыто 4,5 млрд. тонн руды, и сегодня балансовый запас на действующих предприятиях составляет 8,6 млрд. тонн, из которых лишь 370 млн. тонн – природно богатые, остальные – бедные железистые кварциты, нуждающиеся в обогащении. Город расположен вдоль месторождения, что обуславливает высокую степень влияния промзон на городскую инфраструктуру. Горными работами уже сегодня нарушено свыше 30 тыс. гектаров земель, в том числе свыше 1000 га – это зоны обрушения и разрушения, подземные пустоты под которыми составляют свыше 40 тыс. кубических метров. Из-за откачки воды из подземных выработок и формирования отвалов при открытых горных работах нарушен природный гидрогеологический режим региона до глубин более 1 км. В результате этого подтоплено более 9 тыс. гектаров городских территорий, возникают оползни, провалы, разрушения фундаментов домов и промышленных зданий. «Под Кривым Рогом» образовалась полоса карьерных выработок и подземных пустот протяженностью более 100 км, шириной до 3 км и глубиной свыше 1300 метров. А вдоль этой полосы — отвалы пустых пород, хвостохранилища, высотой более 100 метров…
Как видите, картина, нарисованная Валерием Колосовым, отлично подходит для съемок фильмов ужасов Стивена Спилберга. Остается только удивляться – как тут еще люди живут? И какой инвестор позарится на такие «богатства», если его обязать «разгребать завалы», которые более ста лет создавались, прежде чем было решено продавать «Укррудпром»?
Собственно, о нынешних хозяевах предприятий этой государственной акционерной компании, о тех, кому были переданы в управление контрольные пакеты ГОКов, г-н Колосов практически ничего не сказал. Эффективно ли они хозяйствуют, как решают социальные и экологические проблемы – осталось за кадром обсуждения. Хотя именно нынешним управленцам, согласно проекту закона о приватизации «Укррудпрома», предложенному народным депутатом Украины Владимиром Мовчаном, и предполагается отдать приоритет.
Сам автор, презентуя свой законопроект, в частности, констатировал:
— Компания «Укррудпром» рождалась в муках, но тогда многие важные моменты не были учтены. В этот раз надо не повторить ошибок прошлого.
А приватизировать «Укррудпром» бывший председатель правления ЦГОКа Мовчан предлагает так: «Для сохранения спокойствия надо продать пакеты акций тем, кто уже имеет 25% и больше акций предприятий, а 25% оставить в ГАК «Укррудпром». А собственников обязать платить фиксированный процент от реализации» — надо понимать, для выполнения экологических и социальных программ в городе.
Узаконить, что «столько-то центов с каждой тонны добытой руды» будут отдавать городу собственники предприятий «Укррудпрома», предлагали и другие выступающие.
Директор научно-исследовательского горнорудного института Виктор Близнюков был категоричен, высказывая личное мнение относительно приватизации «Укррудпрома».
— Необходимо привести горные работы на приватизируемых предприятиях в состояние, отвечающее требованиям нормативных документов по эксплуатации месторождений. Речь идет об отставании вскрышных работ. Руда добывается с уже подготовленных горизонтов, а подготовка новых выработок не ведется. Задолженность по выемке так называемых пустых пород уже достигла годового объема. Поэтому сегодня можно закрыть любое горнодобывающее предприятие компании. Недра, которые являются собственностью государства и которые, согласно Конституции, нельзя приватизировать, в Кривбассе могут быть доведены до такого состояния, что окажутся попросту заброшенными! А рядом построить новые горнодобывающие предприятия будет уже невозможно.
Поэтому я против приватизации «Укррудпрома», продолжил директор института. Но если этот вопрос решен, и теперь мы обсуждаем, как лучше приватизацию провести, то в первую очередь, нужна специальная законодательная база: по приватизации, эксплуатации, контролю за эксплуатацией и ответственности руководителей предприятий и их владельцев за рациональное, долгосрочное и экономически выгодное использование недр. В числе других должно быть выполнено такое условие. До начала приватизации действующие предприятия обязаны погасить кредиторскую задолженность, так как новые владельцы этого никогда не сделают. (Сегодня у большинства предприятий «Укррудпрома» кредиторка составляет 30—40% от годового объема производства. А у некоторых и 120%! Даже у лучшего из предприятий компании — Ингулецкого ГОКа — разница между кредиторской и дебиторской задолженностью составляет 15% от годового объема продукции. — О.М.) Надо также заранее оговорить, что владельцы предприятий не остановят производство, когда будут исчерпаны запасы богатых руд…
— Фонд госимущества констатирует, что на сегодняшний день в государстве пока нет единой позиции о целесообразности и механизмах приватизации ГАК «Укррудпром», — сказал в своем выступлении заместитель председателя ФГИ Украины Дмитрий Парфененко. – Мы прекрасно понимаем, что предприятия, входящие в состав «Укррудпрома», нуждаются в инвестициях, которые государство дать им не может. Мы понимаем, что на этих предприятиях накопилось множество проблем экономического, экологического и социального характера, которые государство также самостоятельно разрешить не в состоянии. Вместе с тем, с точки зрения задач Фонда госимущества, законом Украины о госбюджете предусмотрено, что за счет реализации госимущества надо обеспечить поступления в бюджет в размере более 2 млрд. грн. Перечень объектов, подлежащих приватизации, утвержден Кабинетом министров Украины. И в него входит ГАК «Укррудпром».
Вот и получается, что приватизировать, может, и нельзя, не готовы еще, но план поступлений в бюджет надо выполнять…
— То есть приватизация «Укррудпрома» должна начаться уже в этом году, — продолжил Д.Парфененко. — Все три предложенных варианта продажи компании имеют слабые стороны. Приватизация целостным комплексом, как и второй вариант, предусматривающий, что за государством останется контрольный пакет акций, обязательно натолкнутся на ограничения антимонопольного законодательства. Кроме этого, мы должны понимать, что у предприятий, входящих в состав «Укррудпрома», уже есть фактические собственники, и они будут биться за свое, так что продажа целостного комплекса захлебнется в бесконечных судебных разбирательствах. А третий вариант — реализация в розницу каждого предприятия холдинга — приведет к проблемам общего использования железорудного бассейна и совместного решения социальных и экологических проблем. В общем, приватизация ГАК может быть осуществлена только на основе отдельного законодательного акта.
С резкой критикой законопроекта В.Мовчана выступил другой народный депутат – Вадим Гуров. Он заявил, что не давал своего одобрения этому документу и вообще категорически против приватизации «Укррудпрома».
— Если бы не было этого законопроекта, то и разговоров о приватизации не было. А примут закон — и сразу же надо будет его выполнять. Спешить с приватизаций «Укррудпрома» нельзя, — заявил г-н Гуров.
А что же собственники? Надо понимать, что их точку зрения, в частности, о приватизации Ингулецкого ГОКа — как уже было сказано, самого успешного и прибыльного — озвучил руководитель этого предприятия Владимир Пивень. Он сказал, что продавать предприятия надо раздельно и чем скорее, тем лучше. Но по закону.
— Чего ждать? – задался он вопросом. – Хороших от приватизации нельзя отстранять, а плохих надо не допускать.
— Пять лет назад было принято решение о создании ГАК «Укррудпром». На мой взгляд, ровно на столько мы опоздали с принятием закона по этой компании, — сказал на совещании заместитель госсекретаря Минпромполитики Сергей Грищенко. — Пять лет назад было бы правильным принять закон и об особенностях работы «Укррудпрома», и вообще государственных акционерных холдинговых компаний. К сожалению, сегодня и в вопросах приватизации, и в вопросах работы таких гигантских холдингов мы руководствуемся теми же законами, что и в приватизации и работе парикмахерской или какой-либо другой мелкой лавочки. Это не только моя точка зрения.
Я поддерживаю проект закона Владимира Мовчана, но при одном-единственном условии. Этот закон должен быть составной частью более широкого закона. Нельзя рассматривать особенности приватизации предприятий, как написано Владимиром Петровичем, не касаясь в целом судьбы компании. Поэтому наша позиция такая – работать над законом об особенностях приватизации Государственной акционерной компании «Укррудпром» в целом и в рамках этой работы учесть предложения об особенностях приватизации предприятий, входящих в состав «Укррудпрома». Хочу только сказать, что если оставить в собственности государства 50%+1 акцию, то никакой нормальный инвестор на таких условиях в компанию не придет. И рассчитывать на какой-либо поток инвестиций, естественно, не приходится. А оставлять в распоряжении государства 25% акций тоже не имеет смысла, так как все равно не будет эффективного рычага воздействия на собственника. Я скажу вам достаточно откровенно, чего мы опасаемся: остаться один на один с теми серьезными социальными и экологическими проблемами, которые уже были обозначены. Сегодня работают Государственная акционерная компания «Укррудпром», государственная «Кривбассгидрозащита», государственная «Кривбассреструктуризация» и, по большому счету, государство контролирует происходящие процессы. Завтра все может измениться. И поступить так, чтобы кому-то достались только «вершки» в виде продукции эффективно работающих предприятий горнорудной отрасли, а у государства остались одни проблемы в буквальном смысле этого слова, ни министерство, ни областная власть, ни город, конечно, не хотят.
Сегодня необходимо подготовить экономическое обоснование возможных вариантов, подытожил г-н Грищенко. Поэтому абсолютно правильно говорить об определенном люфте во времени для того, чтобы можно было рассмотреть и подготовить правильное решение.
Итак, совещание показало, что единого мнения по поводу приватизации «Укррудпрома» у присутствующих в общем-то нет. Поэтому по предложению Юрия Еханурова было решено посовещаться еще раз — с участием владельцев крупных пакетов акций предприятий, входящих в компанию и потенциальных покупателей.
— В конце концов, нам надо нормально, по-человечески поговорить, — заметил Юрий Иванович. — Возможно, будет создано объединение покупателей, которое и приватизирует «Укррудпром». Такой вариант тоже имеет право на жизнь.